Консультации руководителя физического воспитания

Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

19.02.2020

Консультация для родителей
«Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников»
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из
основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у
ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической
подготовленности и гармонического физического развития. В то же время,
сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарногигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование
двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение
подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его
физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у
детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в
играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время
подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие
качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать
определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.
Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и
укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на
формирование правильной осанки у детей, а также повышают
функциональную деятельность организма.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических
качеств:
• быстроты;
• ловкости;
• силы;
• выносливости;
• гибкости,
и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры,
построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые,
зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками,
задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших
расстояний в кратчайшее время эта например «Стоп», «Пас на ходу»,
«Быстро возьми», «По местам» и т. д
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от
одних движений к другим способствуют развитию ловкости например
«Мышеловка», «Будь ловким», «Хитрая лиса» и т. д
Для формирования силы хорошо использовать игры, требующие проявления
умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений
например такие подвижные игры «Удочка», «Не оставайся на полу», «Не
попадись», «С кочки на кочку» и т. д
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной
двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и
энергии, способствуют развитию выносливости такие подвижные игры
например «Пингвины», «Перелет птиц», «Салки» и т. д
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым
изменением направления движений например «Салки с ленточкой»,
«Лягушки и цапли» и т. д
Планирование физического воспитания дошкольников на основе подвижных
игр.
На основе планирования и циклограммы по каждой возрастной группе
проведение подвижных игр и малоподвижных запланированы ежедневно в
утренние часы это малоподвижные игры, на физкультурных занятиях 3 раза в
неделю это подвижные игры и хороводные, ежедневно на прогулке в
зависимости от погодных условий и ежедневно в вечерни часы проводиться
закрепление ранее изученных игр на развитие таких физических качеств как:
ловкость, гибкость, быстроту, выносливость и т. д.
Игры как и физические качества бывают разными.
Методика проведения подвижных игр.
1. По образному содержанию подвижные игры делятся на:
• сюжетные;
• бессюжетные.
Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них
двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и
пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки",
"Пятнашки", "Перебежки") .
В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится",
"Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.
2. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или
стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
3. По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа.
Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего -
скоростных.
4. По динамическим характеристикам различают игры:
• малой подвижности;
• средней подвижности;
• большой подвижности.
5. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены
игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони
обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у
играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами.
Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее
попадет", "Чей обруч вращается" и др.) имеют зрелищный эффект и
собирают многочисленных зрителей и болельщиков.
Подбирая игру, мы прежде всего обращаемся к содержанию программы Т. Н.
Дороновой «Радуга». в раздел «Физическая культура» задачами этого раздела
являются например на младшем возрасте главная задача это имитация
движений
Далее, изучаем программный перечень игр из Л. И Пензулаева «Физические
занятия в детском саду, который составлен с учетом общей и двигательной
подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение
соответствующих учебно-воспитательных образовательных задач развитие
ловкости, выносливости, быстроты, умения владеть спортивным инвентарем.
Важную роль имеет объяснение правил игры. Содержание объяснения
зависит от возраста, подготовленности детей, и вида игры.
Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т. е. в ходе
игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа.
Например, игра "Самолеты": "Сидят на скамейке летчики, ждут команды,
чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитательница
надевает фуражку) : "Готовьтесь к полету! ", или игра "Воробышки и кот":
"Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать
какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и
полетели искать зернышки. "
В старших группах приемы создания интереса используются, главным
образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в
том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или
значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание
соревнования и др.
Каждая игра даёт наибольший двигательный и эмоциональный эффект, если
она имеет знакомые детям движения.
На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней
разными средствами во всех возрастных группах:
• интригующий вопрос к малышам: "Хотите быть летчиками? Бегите на
аэродром. "Что делает наша кошечка? А давайте попробуем повторить…
• Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например,
воспитательница надевает маску-шапочку: "Смотрите дети какой большой
косолапый мишка пришел к вам играть. ", или: "Сейчас я кому-нибудь надену
шапочку, и у нас будет зайчик. Ловите его! " Или: "Угадайте, кто прячется за
моей спиной? " - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.
Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с
учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их
планировать свои действия.
• Принципиально важной является последовательность объяснения задач
игры;
• Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не
следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.
Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними
отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя
сохраняется.
Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в
коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время
совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои
поступки, самооценке, чтобы оказать положительное влияние на
формирование физических качеств.
Заключение
Вывод: любимые игры в младшей группе «Курочка хохлатка», «Воробушки и
кот», «Самолеты», «Ровным кругом», «Найди свое место» и др.
Любимые игры в старшей группе «Хитрая лиса», «Ловишки», «Салки», «Кто
дальше бросит», «Меткий стрелок», «Мяч горяч», «Музыкальные стульчики»
Подвижные игры, организуемые в нашей группе, создают атмосферу радости
и потому делают наиболее эффективным комплексное решение
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные
движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей
положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость,
глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Таким
образом, подвижные игры - действенное средство физического развития
детей.

По материалам : https://edu.tatar.ru/n_chelny/page92725.htm/page1941792.htm

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картинки по запросу ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Как и любое заболевание, плоскостопие легче предупредить, чем потом долгие годы заниматься лечением. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на развитии всего опорно-двигательного аппарата: изменяет положение таза, позвоночника, нарушает формирование правильной осанки, способствует развитию сколиоза и других сопутствующих заболеваний. Причины развития плоскостопия:

  • наследственная предрасположенность;
  • неправильно подобранная обувь;
  • малоподвижный образ жизни, приводящий к слабости мышц и связок стопы;
  • излишняя нагрузка на стопу вследствие избыточной массы тела или неблагоприятного воздействия слишком интенсивных беговых и прыжковых упражнений;
  • специфические заболевания (рахит, полиомеелит, ДЦП и др.) и травмы стопы (ушибы, повреждение мышц и связок и др.)

Недостаточное развитие мышц и связок стоп отрицательно сказывается на формировании основных видов движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и в дальнейшем может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата в целом, и свода стопы в частности, в дошкольном возрасте имеет огромное  значение.

Стопа ребенка состоит из мягких хрящевых тканей, которые легко деформируются под влиянием неблагоприятных внешних воздействий. Частичное формирование свода стопы (окостенение  суставов и связок) происходит к 7-8 годам, а окончательное – к 16 годам. Данный факт свидетельствует о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом не только для проведения профилактических мероприятий, но и для коррекции уже имеющихся отклонений опорно-двигательного аппарата. Так, например, мониторинг состояния здоровья наших воспитанников показывает, что диагнозы, связанные с нарушениями в развитии стопы у многих  детей снимаются уже через 2-3 года. В то же время наблюдается и отрицательная динамика в формировании стопы у детей, которые поступили в наш детский сад абсолютно здоровыми.

В дошкольном возрасте организм ребенка отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить выявленные врачами нарушения путем укрепления мышц и связок стоп. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также и физических упражнений и массажа.

Гигиенические факторы включают гигиену обуви и правильный ее подбор; гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.

Рекомендации по соблюдению гигиены обуви:

  1. обувь ребенка должна быть сделана преимущественно из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим свод стопы.
  2. подошва повседневной детской обуви – в меру жесткая, гибкая и имеет каблук (5-10 мм). Многие производители делают подошву очень жесткой, практически не гнущейся. Также вредно носить ребенку дома вязаные «бабушкины» тапочки или другую обувь, в которой отсутствует нормальная подошва. Совсем не детская обувь – шлепанцы, формируют некрасивую походку, и самое главное, повышают вероятность получения ребенком травм.
  3. обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке, не сдавливать стопу, вызывая в ней нарушение кровообращения. В то же время стопа ребенка не должна «болтаться» в обуви.
  4. по весу обувь – максимально легкая, достаточно жесткая с хорошим задником, обеспечивающим фиксацию пятки и правильную постановку ноги при ходьбе.
  5. длина следа обуви больше стопы ребенка в носочной части примерно на 0,5-1 см.

Следует остановиться отдельно на спортивной обуви, наличие которой обязательно при проведении физкультурных занятий на улице и в зале. Исключение составляют занятия, включающие корригирующую гимнастику, элементы лечебной физкультуры, специальные физические, массажные упражнения для осанки, стопы, которые проводятся без обуви.

Гигиенические требования к спортивной обуви:

  • минимальная масса, натуральный, мягкий, дышащий материал верха и стельки предохраняет стопу от перегревания и потливости;
  • гибкая, нескользкая подошва обеспечивает безопасность двигательной деятельности;
  • наличие супинатора в стелечной поверхности подсводной части обуви создает амортизационные свойства при беге и прыжках, снижает ударную нагрузку на стопу и на опорно-двигательный аппарат в целом;
  • соответствие обуви размерам стопы, возможность свободного движения пальцев в носочной части, закрытая носочная и пяточная части придают устойчивое положение стопе. Обувь с открытым носом или пяткой не является спортивной.
  • надежная фиксация в голеностопном суставе до щиколотки или выше без сдавливания и ограничения движений, верх обуви полностью закрывает подъем стопы. Именно поэтому для занятий физическими упражнениями не подходит открытая в верхней части обувь типа «чешки», «балетки», даже если она на резиновой подошве, т.к. в должной мере не удерживает стопу и не защищает травм.

Современными производителями представлены разные модели спортивной обуви для детей дошкольного возраста. Как показывает практика, наиболее оптимальный вариант  - это полукеды, кеды на шнурках, липучках, застежках, соответствующие приведенным выше гигиеническим требованиям. Родителям следует знать, что спортивная обувь нужна ребенку только для физкультуры и вредна для повседневного ношения в группе или на улице. Тяжелая кроссовая обувь из синтетических материалов на громоздкой, негнущейся подошве, предназначена, как правило, для прогулок, а не для занятий физическими упражнениями. 

Природно-оздоровительные факторы включают хождение босиком и другие закаливающие процедуры для стоп.

Хождение босиком закаляет, стимулирует нервные окончания, находящиеся в стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. Очень полезны для детей ходьба босиком в теплое время года по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), в холодное время года – по искусственным грунтовым дорожкам (емкости с промытой речной галькой). Не стоит впервые приучать ребенка к босохождению зимой, но весной и летом он вполне может бегать босиком по полу дома, по траве или песку на даче.

Закаливающие процедуры для стоп (обтирания стоп влажной салфеткой, контрастное обливание ног теплой и прохладной водой) проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей и при отсутствии противопоказаний.

Специальные комплексы физических упражнений, направленные на укрепление мышц голеностопа, дают наибольший эффект в сочетании массажем, гигиеническими и природно-оздоровительными факторами. К ним относятся:

  • ходьба на носках, на пятках с изменением положения рук;
  • захватывание и поднимание пальцами стоп мелких предметов, захватывание и поднимание стопами малого мяча, предметов (ленточек, мячей, игрушек и др.) и перемещение их в другое место;
  • сгибание-разгибание пальцев ног, сведение-разведение пяток и носков; круговые движения стопами внутрь и наружу в разных исходных положениях (сидя, лежа на спине, животе).

Очень полезно в домашних условиях выполнять следующие массажные упражнения:

  1. «Камни на сковородке». Понадобятся 1-1,5 кг плоских морских или речных камней, помещенных в емкость с низкими бортиками (подойдет обычная чугунная сковородка). Сковородка храниться под ванной, никому не мешает, но каждое утро она достается и помещается возле умывальника. Ребенок в процессе умывания, чистки зубов стоит не на полу, а на сковородке. Но не просто стоит, а переступает, «топчется» с ноги на ногу, перекатывается с пяток на носки. Подошвы стоп получают полезный массаж, за счет которого тонизируются и внутренние органы.
  2. «Камешек в колечко». Ребенок сидит на полу, перед ним лежит 4 кольца (диаметр 20-30 см) и 4 плоских камешка. Пальцами ног нужно разложить камешки по кольцам.
  3. «Самомассаж». Хождение по массажным коврикам, самомассаж стопы массажными мячиками и специальными массажерами.

Таким образом, комплексное использование не только в детском саду, но и дома гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также и физических упражнений и массажа позволит укрепить свод стопы у наших воспитанников, осуществить профилактику плоскостопия.

Автор: Власенко Наталья Эдуардовна

http://vlasenko-n-e.a2b2.ru/methods/ 

 

 

 

 

 

свернуть

Помогите ребёнку расти здоровым

18.09.2019

Консультация для родителей

«Помогите ребенку расти здоровым!»

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать  которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факто­ров (особенности внутриутробного раз­вития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значи­мым внешним факторам, определяющим раз­витие ребенка, относится семейное воспита­ние. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуаль­ных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными, умными.

Важнейшим  условием воспитания здорово­го ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воз­действие на формирующийся организм. Двига­тельная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется, прежде всего, индивидуально-типологическими особенностями нервной сис­темы и физического развития, степенью само­стоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физичес­ким упражнениям. Значимая роль в формиро­вании двигательной активности принадлежит взрослым. Многое зависит  от создания рационального двигательного режима в семье, включающего организо­ванную и самостоятельную двигательную дея­тельность. К организованной деятельности отно­сятся ежедневная утренняя гимнастика, подвиж­ные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.

Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное исполь­зование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, поз­воляют более полно удовлетворить его потреб­ность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимна­стической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличива­ют амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирова­ние на крупном набивном мяче, балансире, катя­щемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, са­мокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.

Для тренировки мышц плечевого пояса по­лезны упражнения с обручем и резиновым кольцом, различные виды ходьбы, повороты, приседания и т.д.

Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходь­ба на лыжах стимулируют развитие мышц ног. С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажеры, мел­кие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способст­вуют упражнения, выполняемые у стенки, уп­ражнения с детским эспандером, гимнастичес­кой палкой и другими предметами.

Родители должны поза­ботиться о разнообразии физкультурно-игровой среды в домашних условиях. Но, как пра­вило, они больше внимания уделяют эстетике помещения, что, как и современные предпочте­ния старших дошкольников (компьютерные иг­ры, музыкальные диски), все больше ограничивает самостоятельную двигательную активность де­тей, а это отрицательно влияет на их здоровье и формирует малоподвижный образ жизни. Поэтому в домашних условиях, как бы это ни было трудно, необходимо иметь достаточное количество оборудования и пособий для обес­печения благоприятного уровня двигательной активности в процессе организованных и са­мостоятельных игр.

 Одним из важных требований к отбору обору­дования является безопасность использования –  его  устойчивость  и  прочность.

 Для обеспече­ния страховки и предотвращения травматизма желательно иметь гимнастический мат. В ком­плекты оборудования советуем включать разные по величине предметы: крупногабаритные (гим­настическая лестница, мягкие модули, детские мини-стадионы) и мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.д.). При создании физкультурно-игровой среды также старайтесь учи­тывать возрастные и индивидуальные особенно­сти вашего ребенка, а также его интересы.

Для ребенка 4-7 лет можно приобрести какой-нибудь спортивно-игровой комплекс или самим оборудовать физкультурный уголок и посте­пенно дополнять его разными пособиями.

На комплексе можно выполнять самые раз­нообразные движения: лазанье по канату, под­весной лестнице; висы на перекладине, коль­цах; качание на качелях и вертикальных лиа­нах; удерживание равновесия на наклонной ле­сенке. При этом занятия могут носить сюжетно-игровой характер: «Поездка на парусном кораб­ле», «Кругосветное путешествие», «Мы – спорт­смены» и т.д. Это привлекает детей, создает у них положительный эмоциональный настрой, в результате чего они постепенно овладевают но­выми и более сложными видами движений.

Надежным средством профилактики гипо­динамии у детей 5-7 лет являются тренажеры. Кроме того, они способствуют развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, гибкость, сила и общая выносливость.

Для укрепления разных групп мышц и раз­вития выносливости можно приобрести дет­ские тренажеры: велотренажер – для укрепле­ния мышц ног и развития выносливости; брусья – для укрепления мышц рук и брюшно­го пресса; скамью наклонную – для трениров­ки мышц брюшного пресса; тягу – для укрепле­ния мышц рук и плечевого пояса, туловища.

Тренажеры можно расположить недалеко от свободной стены.

Помните: занятия на тренажерах повышают эмоциональный тонус детей, активизируют их двигательную и познавательную деятельность, формируют такие нравственно-волевые каче­ства, как выдержка, решительность, смелость, самостоятельность, дисциплинированность. Кроме того, систематические занятия на трена­жерах развивают любознательность, творчес­кое воображение, бережное обращение с физ­культурными пособиями.

Также можно приобрести тренажеры, которые не занимают много места и удобны в пользовании (их можно хранить в ящике, рас­положив его в углу комнаты): детский эспан­дер – для развития мышц плечевого пояса; диск «Здоровье» – для укрепления мышц туло­вища и ног. Гантели и гири – для укрепления рук и плечевого пояса; массажеры «Колибри» – для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног; мяч-массажер – для массажа раз­ных частей тела; резиновые кольца – для раз­вития и укрепления кистей рук; гимнастичес­кие ролики – для развития координации; боль­шие гимнастические мячи – для развития гиб­кости позвоночника и координации движений. С ними хорошо выполнять разные комплексы общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике и после дневного сна.

Вовлекайте своих детей в игры и упражне­ния, направленные на развитие ловкости, ско­рости и выносливости. Напрмер:

  • Прыгни и повернись.

Ребенок выполняет прыжки на месте (на одной ноге, на двух но­гах), по сигналу делает резкий поворот прыж­ком вокруг себя.

  • Быстро переложи мяч.

Ребенок стоит пря­мо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

  • Ударь и догони.

Ребенок ударяет по мячу ногой, бегом догоняет его, берет в руки и бегом возвращается на место.

  • Проведи мяч.

По сигналу ребенок ведет мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной ли­нии. Достигнув ее, быстро разворачивается и ведет мяч обратно.

  • Волчок.

Ребенок, сидя в обруче, приподни­мает ноги и, отталкиваясь руками, старается повернуться кругом.

  • Догони обруч.

Ребенок ставит обруч обо­дом на пол, энергично отталкивает его, догоня­ет и снова отталкивает, стараясь, чтобы он не упал.

  • Юла.

Ребенок ставит обруч ободом на пол, придерживая его сверху рукой. Резким движе­нием закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит обруч.

  • Удочка.

Взрослый вращает веревку по полу вокруг себя. Ребенок перепрыгивает через ве­ревку, стараясь не коснуться ее.

Эти игровые упражнения в значительной мере помогают скорректировать нарушения впсихофизическом развитии ребенка, укрепля­ют его веру в свои силы и возможности.

Здоровья Вам и Вашим детям!

 

свернуть

«Подвижные игры в летний период на участке»

08.07.2019

«Подвижные игры в летний период на участке»

                                    

Летнюю работу в учреждении дошкольного образования  принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей.

Трудно представить себе летние прогулки без подвижных игр и развлечений. Любой ребенок – это маленький «вечный двигатель», «бегатель» и «прыгатель». Всевозможные лесенки, горки, турнички на детской площадке – замечательные снаряды, которые помогут  стать сильнее и выносливее. Не зря же они притягивают маленького спортсмена как магнитом. Пусть ребенок повисит на турнике, попробует покачаться вперед-назад, поднимет и опустит ноги. Такие упражнения помогут ему укрепить мышцы брюшного пресса.

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка или в лесу. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.

Классификация подвижных игр разнообразна:

- с бегом;

-с прыжками;

- метанием;

- народные п. и.;

- спортивные упражнения.

Очень популярны у детей игры «Ловишка» в разных вариантах (с ленточками; с платочком; ловишки в парах; «ловишка, лови!», «Кот-котофей», «Король лев», «Бездомный заяц»)

В жаркую погоду рекомендуется проводить хороводные игры. («Горелки», «Жаворонок», «Селезень и утица», «Белые гуси», «Волк- волчок», «Золотые ворота» и др.)

Игры в кругу также не дадут переутомиться детям в жаркую погоду, а дети получат заряд бодрости. («Третий лишний», «Караси и щука», «Охотник и зайцы», «Вокруг домика хожу» и др.)

Игры с прыжками включают в себя «Классики», «Резиночка». Можно разнообразить схему классиков, установить способы прыжков.

Спортивные упражнения включают в себя элементы таких игр, как бадминтон, прыжки на короткой скакалке, баскетбол, футбол.

Предлагаю содержание некоторых подвижных игр.  

 

 «Шишки, желуди, орехи»

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье- то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

«Выше ноги»

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.

«Светофор»

Описание игры На земле обозначают две линии метрах в 4-5 друг от друга, ведущий (светофор) становится между этими линиями, а все играющие должны встать за одной из них. Ведущий, отвернувшись от игроков называет какой-нибудь цвет и все игроки, у кого есть такой цвет в одежде переходят за другую линию. Те, у кого нет одежды такого цвета, должны пробежать мимо «светофора», а он в свою очередь должен коснуться кого-нибудь из «нарушителей».  »Нарушитель» становится ведущим.

«Игры с мячом»

В начале игры ребята садятся в круг. Ведущий дает мяч одному игроку и включает музыку. Пока она звучит, дети перекатывают мяч друг другу. Как только музыка стихает, выбывает тот, у кого оказывается мяч. В конце игры из всех детей остается один, самый ловкий. Он и получит приз.

«Попади в цель»

Дети стоят за линией круга. В центре круга – ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, стает на его место.

 Игры с мячом развивают у ребенка зрительно-моторную координацию. Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, катить по земле, бросать в цель или корзину. Учите малыша пинать мяч как правой, так и левой ногой.
«Игра с обручем»

Дети бросают небольшой мяч из - за спины через плечо правой или левой рукой, стараясь попасть в обруч (на расстоянии 2м).

Обруч можно не только использовать по назначению. Поиграйте с ним в интересные игры:

  • Положите обруч на пол и бросайте в него предметы.
  • Обруч может превратиться в руль – ребенок придумает веселую поездку на поезде, машине или самолете.
  • Если положить на дорожке несколько обручей, то можно прыгать по ним, как по кочкам, изображая лягушку.
  • Обруч может быть домиком, в который будет прятаться мышка, убегая от кошки.
  • Поставьте несколько обручей на ребро – получился отличный тоннель для ребенка. Предложите ему проползти внутри него.

                                     Пускаем мыльные пузыри
Вам кажется, что это очень легко? Ничего подобного! Ведь малышу придется научиться складывать губы трубочкой, дуть, да и, кроме того, ровно держать бутылочку, чтобы ее содержимое не выливалось. Покажите ребенку, что пузыри можно надувать не только специальной палочкой, но и соломинкой. Такие игры развивают речевое дыхание у ребенка.

                                              Играем со скакалкой.
Прыгать через скакалку ребенок научится не сразу, а уже ближе к школе. Но это вовсе не означает, что с ней нельзя придумать множество интересных развивающих игр. Положите скакалку на пол, предложите ребенку перепрыгнуть через нее. Постепенно поднимайте ее выше и выше – через нее можно пролезать внизу, чтобы не задеть, перешагнуть. Из скакалки можно сложить интересные предметы – чашку, машинку, квадратик и т.д.

                                                    Тили-тили-стоп.

 Ведущий произносит — тили-тили-стоп. Участники разбегаются в разные стороны. На слово «стоп» останавливаются. Ведущий отгадывает, сколько шагов к каждому игроку.

свернуть

КУПАНИЕ КАК ЗАКАЛИВАЮЩАЯ ПРОЦЕДУРА

03.06.2019

КУПАНИЕ КАК ЗАКАЛИВАЮЩАЯ

ПРОЦЕДУРА

 

Купание в открытых водоемах является наиболее силь­нодействующей процедурой, так как здесь имеет место одновремен­ное влияние трех факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации — на всю поверхность кожных покровов. Водоем для купания детей должен быть с песчаным дном, пологим и чис­тым. Лучше, если место для купания детей будет огорожено барьером. Течение воды не должно быть сильным. Для купания детей, умеющих хорошо ходить,   т.е. не младше 2-3 лет, рекомендуется выбирать место глубиной 25—30 см; наибольшая допустимая глубина — не выше пояса детям, Купание лучше начинать при установившейся безветренной погоде, темпера­туре воздуха 25—26° и воды не ниже 23°. Наилучшее время купа­ния — от 10 до 12 часов. Купание натощак вредно, не следует также купаться раньше чем через 1—1,5 часа после еды. Продолжитель­ность первых купаний для детей 2—3 лет ограничивается двумя-тре­мя кратковременными погружениями в воду. Затем длительность их увеличивается до 2—3 минут, а в дальнейшем, по мере привыкания малышей к этой процедуре—до 5—6 минут. Ребенку разрешается купаться не более одного раза в день. Надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду разгоряченными или с охлажденным телом, холодными руками. Во время купания надо следить за состоянием ребенка: при малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) прекратить купание. После купания следует до­суха растереть тело, быстро одеть и отвести ребенка в тень.

Солнечные и воздушные ванны должны предшествовать купанию. Ослабленным детям полезно в течение первых 4—7 дней от начала приема процедур проводить обтирания прохладной водой.

Морские купания оказывают еще более сильное действие на организм ребенка, так как при них сочетается термическое и меха­ническое воздействие (давление большой массы воды и удар волн) и, кроме того, морская вода оказывает химическое действие (соле­ность и др.). Поэтому детям, постоянно живущим на юге, можно начинать купание с 2 лет, а живущим в условиях умеренного кли­мата — с 3 лет. Для детей до 2 лет, особенно больных рахитом, очень полезны ванны из подогретой морской воды.

Морские купания вначале продолжаются всего 1—2 минуты, и только по мере привыкания ребенка их продолжительность увеличивают до 5—8 минут. Во время купания не рекомендуется выходить из воды, чтобы погреться на солнце, а затем снова погружаться в во­ду. По окончании купания ребенок должен быстро выйти из воды, его надо растереть полотенцем и одеть. Полезно дать малышам нем­ного побегать по берегу, а затем спокойно посидеть в песке. Купать ребенка в море достаточно один раз в день. Курс морских купаний для маленьких детей — примерно 20 раз в месяц. В прохлад­ную дождливую погоду купание заменяется обливанием или обти­ранием.

Любое купание в открытом водоеме противопоказано детям с очень низкой массой тела, страдающим сердечно-сосудистыми за­болеваниями, резким малокровием, эпилепсией, заболеваниями мочевыводящих путей, больным активной формой туберкулеза, а также детям с повышенной нервной возбудимостью, перенесшим недавно пневмонию или инфекционные заболевания. Безусловно, запрещается купаться при повышенной температуре, острых респираторных и острых желудочно-кишечных заболеваниях.

 

В течение последних лет получило известное распространение так называемое раннее плавание детей. Эта водная процедура для здоровых детей; начинается она со второй, третьей недели жизни ребенка. Хотя этот вид закаливания проводится еще задолго до поступления в дошкольное учреждение, воспитатели должны быть знакомы с этим способом.

Физиологической основой раннего плавания является безуслов­ный рефлекс плавания, которым обладают новорожденные дети, что позволяет, применяя эту общую водную процедуру, постепенно уве­личивать время пребывания ребенка в воде и формировать а даль­нейшем навыки плавания. Раннее плавание проводится по назна­чению врача.

При проведении этого вида закаливания особое внимание следует уделять дозировке времени пребывания ребенка в воде. Нарастание дозы плавания на каждом занятии — в диапазоне 10—15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца —0,5°. При этом активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение закален­ности — снижением температуры воды.

Занятия плаванием проводятся в условиях поликлиники, под­готовленным медицинским персоналом, по индивидуально разрабо­танной методике под строгим врачебным контролем, с учетом сос­тояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.

Проявление отрицательного эмоционального состояния или дис­комфорт в температуре тела (появление «гусиной кожи», озноба, резкого покраснения тела и т. д.) является показанием к немедлен­ному прекращению процедуры. Этот вид закаливания только начал подвергаться всестороннему клиническому и экспериментальному изучению, поэтому проводить раннее плавание следует с осто­рожностью.

Плавание детей дошкольного возраста (5—7 лет) издавна использовали как меру закаливания. Научными исследованиями до­казано, что систематические занятия плаванием улучшают физи­ческое развитие детей. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание детей с 5 лет в детских бассейнах1.

 

Солнечные ванны

 

           Среди всех природных факторов закаливания наиболее сильнодействующими являются солнечные лучи. Это свя­зано с тем, что солнце — мощный источник излучения инфракрас­ных видимых и ультрафиолетовых лучей. Физические особенности различных видов лучистой энергии определяют различное их фото­биологическое и физиологическое действие на живые организмы.        

          При закаливании лучистой энергией солнца рассчитывают главным образом на действие ультрафиолетовых лучей, так как именно они являются одним из жизненно важных элементов внешней среды, в которой обитает человек. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях физиологических систем: улучшается общее состояние организма, состав крови, уси­ливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, эмоциональный тонус, улучшается сон. Кроме того, необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Ультрафио­летовая часть спектра способствует выработке в организме вита­минов D2 и  D3. относящихся к средствам предупреждения и лече­ния рахита.

  Инфракрасные лучи оказывают тепловое действие и усиливают эффект от ультрафиолетовых лучей.

Солнечные лучи подразделяются на прямые, косые, рассеянные и отраженные. Влияние прямых, отвесно падающих лучей, наиболее сильно. Косые лучи длительно проходят через атмосферу и поэтому слабее действуют на организм. Рассеянные лучи образуются при прохождении солнечного света сквозь облака и листву деревьев, их действие еще слабее. Отраженные солнечные лучи — это дневной свет.

Сила физиологического воздействия солнечных лучей значи­тельна, поэтому пребывание детей дошкольного возраста, особенно первых трех лет жизни, в не защищенных от солнца местах огра­ничивается.

Солнечные ванны (спокойное лежание под прямыми лучами солнца) детям раннего возраста противопоказаны. Они могут вы­звать резкое перегревание (тепловой солнечный удар) и ожоги кожи.

Детей первого года жизни не выносят на солнце. После пред­варительного пребывания в тени, где температура воздуха должна быть не ниже 20°, их можно поместить под рассеянные лучи (свето­тень) для спокойной игры в манеже. Кроме этого, свето-воздуш­ные ванны можно делать в теплую, безветренную погоду начиная с 3 месяцев, когда температура в тени не ниже 22°, Продолжитель­ность первой свето-воздушной ванны 3 минуты, затем один раз в три дня добавляют по 2 минуты, доводя время 10-й свето-воздушной ванны до 10 минут. Детям от 3 до 6 месяцев это время не увеличи­вают. Во втором полугодии жизни ребенка на процедуру продолжают прибавлять по 5 минут один раз в 4 дня, доведя к 26—27-й ванне до 30 минут.

Курс свето-воздушных ванн состоит из 25—30 процедур. Лучшее время для их приема  с 9 до 12, на юге — с 8 до 10 часов.

Детям от 1 годадо 3лет в летнее время рекомендуется пребы­вать на площадке, которая имеет в равных соотношениях участки сплошной тени (лучше от зелени, чем от навесов) и светотени («кружевная» тень от листвы деревьев).

На площадке, где находятся дети от 2 до 3 лет, могут быть участ­ки, беспрепятственно облучаемые солнцем, но малышей нельзя за­держивать там больше 5—6 минут в первые дни, а затем после появ­ления хорошего загара они могут находиться на облучаемом солнцем участке 8—10 минут (в течение дня посещать этот участок 2—3 ра­за). Одежда должна предохранять ребенка от перегревания.

Свето-воздушные ванны рекомендуется принимать, начиная с температуры воздуха не ниже 20° в тени, в последующем, когда дети привыкнут, можно продолжать эти ванны и при более низкой темпе­ратуре —15---160, но тогда малыши должны заниматься какой-либо подвижной игрой. Продолжительность первой с вето-воз душ но и ван­ны 5 минут: зачем, увеличивая продолжительность ванны на 5 ми­нут один раз в три-четыре дня, к 25—26-й ванне доводят общее время до часа.

В жаркие дни перегревание ребенка может наступить, даже если он находится под рассеянными солнечными лучами. Поэтому летом на прогулке надо чаще поить детей и следить за их общим со­стоянием. Первые признаки перегревания — покраснение лица, пот­ливость. В таком случае малыша немедленно уводят в тень, умывают прохладной водой, дают пить, обеспечивают спокойную игру.

Частое, дробное облучение солнцем может привести к повышению реактивности центральной нервной системы: ребенок становится возбужденным, раздражительным, теряет аппетит, плохо спит, ху­деет. Такой ребенок должен гулять только в тени.

Тяжелым последствием перегревания является тепловой и солнечный удар. Тепловой удар сопровождается потливостью, покраснением кожи, сухостью слизистых, одышкой. Дети жалуются на головную боль, становятся вялыми, поднимается температура, возможна рвота, через несколько часов — понос. Ребенка надо умыть прохладной водой, уложить в постель, назначить разгрузочную дие­ту, обильное питье. Обычно через сутки состояние здоровья норма­лизуется.

При солнечном ударе клиническая картина развивается через 6—8 часов после облучения. Ребенок бледнеет, становится раздра­жительным, капризным. Появляются озноб, головная боль, повыша­ется температура, теряется аппетит; возможны тошнота, рвота, расстройство желудочно-кишечного тракта. Такой ребенок нужда­ется в постельном режиме, разгрузочной диете, обильном питье. К концу суток все явления обычно проходят.

Общими противопоказаниями для пребывания детей на солнце являются

  • истощение,
  • резкая анемия,
  • сильная возбудимость,
  • острые формы туберкулеза,
  • малярия и все другие заболевания в остром периоде.

Для других средств закаливания — воздуха и воды — противопо­казаний нет. В том или ином виде они могут применяться всем детям, различие состоит только в форме их использования.

свернуть

Советы по формированию правильной осанки

08.01.2019

Советы по формированию правильной осанки

Все взрослые мечтают о здоровых,
сильных, ловких детях,
но здоровье немыслимо без хорошего
физического развития,
в том числе без правильной осанки

Для правильной осанки полезно:

  • кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;
  • плавать: при сутулости брасом и на спине вольным стилем; при кругловогнутой спине – любыми стилями; при боковом искривлении – брасом;
  • стрелять из лука, особенно при боковых искривлениях, но не с той стороны, в которую искривлен позвоночник;
  • ездить верхом (только не при плоской спине). При этом позвоночник самовытягивается, создается надежный мышечный корсет;
  • делать упражнения у стенки: вставать к ней спиной, а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать;
  • носить на голове кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками. Не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке;
  • тренировать координацию движений: делать стойку на одной ноге, «ласточку», ходить по бревну.

Для правильной осанки вредно:

  • кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю;
  • ездить на самокате;
  • заниматься видами спорта, где приходится делать ассиметричные движения (теннис, бадминтон, фехтование) – могут возникнуть боковые искривления позвоночника. Также плох бокс (боксерская стойка приводит к сутулости и круглой спине) и акробатика, художественная и спортивная гимнастика, борьба в младшем возрасте – эти виды спорта делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке;
  • подолгу стоять или прыгать на одной ноге;
  • поднимать тяжести, согнувшись, не используя силу ног. Держать груз на вытянутых руках.

Будьте здоровы!

свернуть

Точечный самомассаж

02.10.2018

Точечный самомассаж

Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Цель массажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица, для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.

                                                   

1. Массаж биологически активных зон

 «ЗАИНЬКА»

Тили-тили-тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

(Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в

стороны и сводить вместе).

Жалко мне зайчишку,

Носит зайка шишку.

(Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам).

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс.

(Раздвинуть указательные и средний пальцы, остальные сжать в кулак,

массировать точки, находящиеся перед и за ухом).

2. Массаж кистей рук

«МЫШКА»

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Хрум!хрум!-что за шум?

Поскрести нокоточками по коленочкам.

Это мышка в норке

Хлебные ест корки!

Потереть ладони друг о друга.

3. Массаж пальцев

«ДРУЖБА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Растирание ладоней.

Мы с тобой подружим,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, Четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом

на другой.

4. Массаж лица

«ЕЖИК»

Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.

Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.

Жу-жу-жу-подошли мы к ежу.

Слегка касаясь пальцами, провести по щекам, 7 раз.

Ужа-ужа-ужа-впереди большая лужа.

Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек,

растереть лоб движениями в стороны – вместе.

Жок-жок-жок-надень,  ежик, сапожок.

Кулачками массировать крылья носа.

5. Массаж кистей рук

«МОЕМ РУЧКИ»

И.П.  стоя, сидя.

В.  Имитация выполнения движения моем руки с постепенным усилением нажима ладошек друг на друга.

Дозировка 5 раз.

6. Массаж биологически активных зон

«ТРУБА»

(профилактика простудных заболеваний)

Ба-ба-ба-

На крыше есть труба.

Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам – 7 раз.

Бу-бу-бу

Надо чистить трубу.

Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.

Бы-бы-бы

Валит дым из трубы.

Растереть ладонями уши.

7. Массаж пальцев

«МАЛИНА»

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю,

Кисти рук опущены вниз, затем собрать пальцы в щепотку.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Сложить ладошки корзинкой.

Я поем еще чуть – чуть-

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Сжимание и разжимание кистей рук.

1, 2, 3, 4, 5,

Снова буду собирать.

Поочередно массировать пальцы рук.

8. Массаж лица

«ПЧЕЛА»

Ла – ла – ла – на цветке сидит пчела.

Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам 7 раз.

Ул – ул – ул – ветерок подул.

Провести по щекам сверху – вниз – 7 раз.

Ала – ала – ала – пчелка крыльями махала.

Провести кулачками по крыльям носа – 7 раз.

Ила – ила – ила – пчелка мед носила.

Растереть лоб ладонями ( козырьком ).

9. Массаж носа

«МОРКОВЬ»

Вот – вот – вот – морковки водят хоровод.

Потереть большими пальцами указательные.

Ава – ава – ава – веселая забава.

Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и

снизу вверх.

Овь – овь – овь – вкусная морковь.

10. Массаж пальцев

«РУКАВИЦЫ»

Вяжет бабушка Лисица всем ребятам рукавицы.

Растирание ладошек.

Для лисенка Саши, для лисички Маши,

Для лисенка Коли, для лисички Оли.

А маленькие рукавички для Наташеньки – лисички.

Поочередное растирание пальчиков.

В рукавичках – да – да – да!

Не замерзнем никогда!

Сжимание и разжимание кистей рук.

Руководитель физического воспитания Шимкевич П.А.

свернуть

Профилактика плоскостопия

01.10.2018

Профилактика плоскостопия

Диагноз «плоскостопие» знаком многим мамам не понаслышке. К концу дошкольного возраста с ним встречается уже около 60% детей (при этом врожденное плоскостопие отмечается лишь у 3% ).

Чаще всего нарушение строения стопы проявляется уже в 34 года, а в большинство детей обзаводятся им в школьные годы.

 Скрытая угроза

При такой массовости заболевания родители чаще всего недооценивают вред, который может нанести плоскостопие здоровью ребёнка.

«Плоскостопие? А что такого? В армию не пойдет, когда выростет! рассуждают

некоторые мамы.

На самом деле, последствия проблемы гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд.

Стопа новорожденного мало напоминает взрослую, и может показаться, что у всех детей с самого рождения есть плоскостопие. Из-за большого скопления подкожного жира стопы малыша часто кажутся плоскими.

Однако это не так, ведь формирование стопы ребенка будет продолжаться до 5 лет.

Ножки начинают активно развиваться с первыми шагами ребёнка, поэтому

до года отпечаток стопы чаще всего будет плоским, а к 34 годам появляется

некоторая вогнутость. К этому времени ребенок уже способен проводить на

ногах достаточно много времени, он становится активнее, много бегает и прыгает,

тренируя тем самым мышцы и связки стопы. Если свод стопы сформирован правильно, то около 70% удара при беге и ходьбе гасятся.

В противном случае амортизация не срабатывает и удар приходится не только

на саму стопу, сколько на тазобедренный сустав и позвоночник.

Поэтому у детей с запущенным плоскостопием нередко бывает искривление

позвоночника, головные боли, боли в спине и тазу. Опорно-двигательный

аппарат в таких условиях быстро изнашивается, что приводит к развитию сколиоза, радикулита, остеохондроза и многим другим заболеваниям.

Чем раньше будет выявлено плоскостопие у ребёнка, тем легче его вылечить.

После 5 лет усилий придется приложить гораздо больше.

Поэтому лучше с первых шагов уделять внимание профилактике.

 

В чем причина?

Плоскостопие – проблема современных развитых стран. В регионах с теплым климатом, где среди населения принято ходить босиком, такая проблема не встречается вовсе. Так как на стопе имеются точки.

 

Ребенок начинает привыкать к прямо хождению после 6 месяцев, когда твёрдо

встает на ножки.

Первая ошибка, которую допускают многие современные мамы уже в этом возрасте - покупают малышам модные и красивые туфельки, кроссовки, кеды или тапочки

 

В этот период очень важно не дать стопе возможности деформироваться.

Поэтому не стоит покупать малышу обувь только по тому, что в ней он больше похож на взрослого человека.

 

Если вы задумываетесь о покупке первой обуви для своей крохи, обратите внимание на так называемую ортопедическую обувь.

Снижение физической нагрузки и избыточный вес – еще одна причина формирования неправильного свода стопы.

Современные дети чаще предпочитают просиживать дни за компьютером или телевизором, чем бегать по улице, играя в активные игры.  Чем больше несоответствие между весом и ростом, тем большая нагрузка ложится на стопы при ходьбе.

Правильная обувь

Первыми ботиночками можно порадовать малыша уже в возрасте 8-9 месяцев

Когда он только самостоятельно встал на ножки и начал пытаться переступать ими.

Не забываем, что пользу принесёт только правильно подобранная обувь!

Особенно актуально это для самых первых туфельках вашего крохи, так называемой ( обуви для первого шага ).

Если же по каким либо причинам нет возможности обзавестись ортопедической

Обувью нужного размера – пусть лучше малыш ходит босиком

Главное не надевать на маленькие ножки любую обувь, лишь бы она была!

В этом случае вреда от нее будет куда больше, чем отхождения босиком.

 

Итак, туфельки и ботиночки, сделанные по всем правилам, должны

соответствовать следующим критериям:

иметь небольшой каблук, в идеале продолжающийся на внутреннем крае стопы;

иметь высокий плотный задник, надёжно фиксирующий ножку;

иметь правильную анатомическую стельку с мягким супинатором.

Именно супинатор оказывает массирующее действие на стопу ребёнка, заменяя

неровности дороги при хождении босиком.

До 2 лет супинатор ребенку не нужен, роль амортизатора будет выполнять жировая прослойка;

Минимум швов в нутрии;

Желательно, чтобы обувь была изготовлена из натуральных материалов

(в идеале натуральная кожа), в том числе и стельки.

Ножки в ботиночках должны дышать, поэтому хорошо если поверхность обуви имеет небольшие отверстия ( перфорацию ).

Запас должен составлять не более 1,5 см (нога не должна болтаться, но обувь не

должна сдавливать стопу); если после снятия ботиночек вы заметили, что на коже отпечатался рельеф

колготок или носков, обувь пора менять.

Самостоятельно вылечить уже сформировавшийся неправильный свод стопы вряд ли получится.

С этой проблемой поможет справиться врач ортопед.

Он подберет лечение в зависимости от возраста ребёнка, характер нарушении, степени плоскостопия и его причин.

Даже если вас ничего не беспокоит, показать ребенка специалисту все равно

стоит. Лучше всего посещать ортопеда в определенные сроки:

Новорожденного или месячного ребёнка ортопед осматривает на наличие    

врожденных патологий стопы и скелета в целом;

В 3 и 6 месяцев осмотр поможет обнаружить начинающийся рахит;

В год малыш делает первые шаги, нагрузка на ножки сильно возрастает, именно в это время стоит показаться врачу ещё раз.

В 3 года ортопед проверяет у ребенка правильность развития стопы, изгибы

позвоночника, измеряет длину конечностей, смотрит походку.

После трех лет желательно показывать ребенка врачу ежегодно. Особенно актуально это становится в школьные годы когда на скелет ложатся статические нагрузки.

Точно сказать, деформирована ли стопа, может только специалист. Однако даже в домашних условиях нетрудно заметить, есть ли у вашего ребенка проблемы. Для этого достаточно понаблюдать за тем, как малыш ходит.  Если при ходьбе он выворачивает ножки наружу, опирается не на всю стопу, а лишь на ее внутренний край, то лучше будет показать ребёнка врачу ортопеду.

Ведь своевременная профилактика способна избавлять вас от многих проблем в будущем! Запущенное плоскостопие со временем доставляет человеку все больше

хлопот, а лечение будет становиться все дороже и длительнее.

Профилактика плоскостопия актуальнее всего в раннем возрасте. Сформировать правильную походку и вылечить плоскостопие окончательно возможно только до 56 лет, когда окостенение еще не завершено и ножки легко поддаются коррекции.    

Если профилактика плоскостопия не была начата вовремя , неправильный свод стопы уже сформировался ,то все усилия стоит направить на предотвращение дальнейшего прогрессирования болезни.

Для этого врачи советуют носить ортопедическую обувь со специальными стельками (нередко такую обувь приходится делать на заказ), постараться избавиться от лишнего веса, делать зарядку и использовать массажные коврики в повседневной жизни.

Немного о профилактике плоскостопия

Для того чтобы предупредить развитие плоскостопия, необходимо тренировать связочный аппарат стопы. Без должной нагрузки связки и мышцы очень быстро ослабевают. Для поддержания организма в тонусе нельзя забывать поддержания организма в тонусе нельзя, о физической активности и правильном питании. Плавание, гимнастика и массаж – прекрасная профилактика любых недугов, связанных с опорно-двигательным аппаратом.

С рождения позволяйте ребенку как можно больше двигаться не стоит стеснять его движения пелёнками и тесными ползунками.

Купать малыша можно в большой ванне. Желательно делать воду не слишком горячей. В горячей воде просторной ванны ребёнку будет легче двигаться.

После купания хорошо помассировать стопы малыша круговыми движениями.

Давайте ребенку возможность как можно больше ходить босиком, особенно, если за окном лето. Пусть ходит по травке, песку или гальке. Дома можно лазить босиком по шведской стенке, поднимать с пола небольшие предметы, хватая их пальчиками ног, катать ножками колючие мячики или валики.

Походите с ребенком по дому гуськом, на пяточках, носочках, с поджатыми пальцами, на внутренней и внешней поверхности стопы. Если все делать вместе, ребенку обязательно понравится.

Дома можно устроить морскую ванночку для ног. Налейте в большую ванну немного воды ( чтобы закрывала щиколотки ), растворите в ней морскую соль и дайте малышу походить в ванной в свое удовольствие.

Если ребенок не против, на дно ванны можно просыпать немного морской соли, постепенно растворяясь, она даст дополнительный массажный эффект.

Массажные коврики.

Еще один прекрасный способ профилактики плоскостопия – специальные массажные коврики с различной поверхностью. Если у вашего ребенка нет возможности проводить все лето в деревне, бегая босиком по траве и камням

массажный коврик станет настоящим спасением для маленьких ножек.

Такие коврики изготавливают из натуральных материалов на основе каучука. Они имеют различную форму и размер.

Есть коврики стандартной формы – круг и квадрат, а есть забавные, яблоки, сердечки, черепашки, следы, бабочки, ромашки. Некоторые коврики состоят из нескольких деталей и их можно сложить в дорожку. Массировать ножки ребенку рекомендуют уже с года, то есть с самых первых шагов. Для малыша будет полезно потоптаться по такому коврику всего 3-4 минуты в день. Например, можно положить коврик в ванной, тогда все члены семьи смогут регулярно массировать себе стопы во время умывания и чистки зубов. Массажные полусферы обладают не меньшей пользой.  Регулярные занятия или просто весёлые игры с этим тренажёром позволяют укрепить не только мышцы ног и позвоночник, но и вестибулярный аппарат.                     Подобные тренажеры и коврики сейчас с удовольствием при обритают детские сады и развивающие центры, где проводится профилактика детского плоскостопия.

Все мы знаем, что болезнь гораздо легче предотвратить, чем лечить.Современные производители предлагают нам массажные коврики, правильную обувь, валики для стопы и многое другое. Благодаря современным достижениям, вам даже не придется далеко ходить, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым. Так, в Интернет магазин «Шлёпа» можно найти массажные коврики с имитацией камней, травы, речных ракушек, морского дна и даже кораллов, а также ортопедическую обувь от известных производителей, чешки и пинетки для самых маленьких.

          

Пусть ножки вашего малыша будут здоровыми с самого первого шага!

Руководитель физического воспитания Шимкевич П.А.

свернуть