Консультации музыкального руководителя

Учимся слушать музыку дома

Консультация "Учимся слушать музыку дома"
Учимся слушать музыку дома

Картинки по запросу "дети и музыка"
Подготовила: музыкальный руководитель Замалиева С.Г.
1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо
слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень
постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до
самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду!
Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение,
возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.
2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно
потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание
недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие
произведения.
3. Это может быть вокальная музыка ( музыка для голоса) или инструментальная (которая
исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам,
постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи,
определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел
сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной.
Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский
альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой
музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками
удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш
деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень
ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других
очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные
юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом
называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый
ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц
над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны
понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная
пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и
воображение любого слушателя.
В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса
«Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть -
чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок»,
«Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.
6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых
произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро
узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все
больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь,
вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой
звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным
водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их,
любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не
могут звучать «как попало, как вздумается».
7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для
слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой,
никогда нельзя делать этого наспех.
Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном
зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный
настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому
празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил
композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в
звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно,
перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке,
которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно
заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с
оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и
понимать, о чем поют артисты, очень важно.
8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и
коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет
расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

свернуть

Поговорим об утренниках

02.09.2019

Поговорим об утренниках

 

 

  • Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей.
  • Во время проведения утренника не забывайте, пожалуйста, отключать мобильные телефоны. И уж конечно не заводите разговор по телефону на утреннике. Уважайте и педагогов и своих детей.
  • Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места.
  • Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места
  • Во время утренника родителям не желательно переходить с одного места на другое, вставать и делать замечание своему или другому ребенку. Если не интересен момент утренника вам, то помните, что он интересен тем родителям, чей ребёнок сейчас выступает. Свои проблемы всегда можно решить после праздника. Не позволительны хождения родителей во время утренника.

Поддержка и аплодисменты. Без доброжелательных, благодарных зрителей, без аплодисментов не могут обойтись даже профессиональные артисты. А ваши дети тем более. Не жалейте ладош. Нуждаемся в вашей поддержке и мы, педагоги. Нам всегда хочется услышать ваши отзывы, пожелания, учесть ваши замечания.

  • Отдельно хочется коснуться вопроса о присутствии маленьких гостей - братиков и сестричек. Малыши не совсем понимают, куда они пришли и зачем: могут капризничать, пытаться выбежать к братику или сестренке, а это отвлекает и детей и взрослых от праздника.
  • Если на празднике присутствуют две группы детей, к каждому ребенку приглашается только по одному родителю.
  • По просьбе воспитателя родители могут принимать участие в проведении детского утренника (спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение).

Цели организации праздника.

Основная цель праздника  - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.

  • Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
  • Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Обиды родителей по поводу распределения стихов, участия в индивидуальных танцах.

Поймите, прослушивание множества стихотворений на празднике не доставляет радости ни детям, ни родителям. На празднике чередуются разные виды детской деятельности. Если вашему ребёнку не пришлось рассказать стишок в этот раз, значит, его пригласят на игру, или же ему уделили большое внимание при разучивании танца, и на стихотворение у ребёнка просто уже не было сил. А стихотворение он обязательно расскажет на втором или третьем празднике. Но практика показала, что чаще ребёнок, особенно эгоцентрического характера, чувствует себя задетым. И в этом случае хотелось бы попросить не разжигать честолюбия ни в себе, ни в ребёнке. Не вините в этом, пожалуйста, ни музыкального руководителя, ни воспитателей, ни, тем более, ребёнка-конкурента. Наоборот, постарайтесь объяснить своему ребёнку, привыкшему к лидерству, что он уже научился выступать, пусть поучаться и другие, и что в этом случае уступать очень почётно. И, поверьте, эта сознательная уступка в деле воспитания стоит очень дорого. Она обернётся в вашем ребёнке добротой и способностью к сопереживанию. Это вы со временем почувствуете на себе. Поэтому, очень важно, не высказывать, особенно при детях своих обид, а в случае малейших недоразумений разрешите их с воспитателем.

И, помните! Детский праздник – это мероприятие для детей, а не для взрослых. И надо сделать всё, чтобы праздник ребёнку запомнился, чтобы он получил удовольствие и помнил об этом очень долго!

свернуть

" Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу"

09.07.2019

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая ...
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:
1. 
Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. 
Музыкальные занятия воспитывают волю и   дисциплину: заниматься на инструменте надо  постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает   математические способности. Он пространственно  мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского  музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители  будущих математиков и инженеров! Музицировать  приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший  – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обош ли своих сверстников по уровню структурного мышления.

 Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. 
Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть  мужественным.

 Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на  завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9
. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;


- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

 

 

свернуть