Методическая копилка /В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ

Весенние поделки с детьми

12.03.2019

Поделки на тему «Весна пришла» для детского сада с фото идей

Почувствовать всю прелесть весны и значимость смены времен года малышам помогут разнообразные поделки по теме «Весна». Так ребята обратят внимание на главные признаки наступающей весны: теплое солнышко, пение прилетевших птиц, первые цветы, набухшие почки на ветках деревьев. К тому же рукоделие разовьет мелкую моторику, внимательность и творческое мышление.

Простые детские поделки нетрудно изготовить из одноразовых тарелочек. Вариаций множество, например, птички и бабочки.

бабочки из тарелок - поделка

поделка-цыплята из бумажной тарелки

Для подобных поделок понадобится фон в виде листа плотного картона, цветная бумага, акварельные краски, фломастеры, готовые пластиковые глазки, клей и собственно тарелочки (лучше разного размера).

Вместе с ребенком легко изготовить простую открытку для детского сада с использованием тыквенных либо кабачковых семечек.

поделки из тыквенных семечек

  1. Подготовьте фон. Лучше всего взять не просто однотонный картон, а распечатать на бумаге градиент предпочтительно голубых либо синих тонов и наклеить его на плотную основу.
  2. Нарисуйте веточки с листочками. В зависимости от имеющегося количества семечек и предпочтений подойдет ландыш, ромашки, подснежники.
  3. Предложите ребенку раскрасить рисунок. Малышу сделайте уже раскрашенную заготовку.
  4. Покажите на «черновом» листочке процесс приклеивания семечек в виде цветка и позвольте малышу самому создать букетик.

Оригинальные цветы буквально за несколько минут делаются из разноцветных полиэтиленовых пакетов. Просто приготовьте:

  • пакеты подходящих цветов (розовые, красные, желтые);
  • клеевой пистолет;
  • ножницы,
  • основа в виде пластиковой трубки, деревянной палочки;
  • цветная бумага.

  1. Нарежьте из пакетов полоски шириной около 4 см.
  2. Аккуратно надрежьте их на две трети.
  3. С помощью ножниц «завейте» получившуюся бахрому.
  4. Клеевым пистолетом приклейте полоску к основе, закручивая ее по спирали.
  5. Оставшуюся часть «веточки» оберните зеленой цветной бумагой, приклейте листочки.
  6. Повторите все это с полосками разных цветов и составьте радужный весенний букет.
свернуть

«Особенности организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке».

12.03.2019

«Особенности организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке».

Во время ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке решаются следующие задачи:

-Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями.

-Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.

-Развитие креативных возможностей и физических качеств (ловкость, быстрота движений, координация и выносливость).

-Воспитание самостоятельности и активности.

-Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Успешное решение этих задач достигается в процессе подвижных игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей, требующих от них физического и умственного напряжения и нравственно – волевых качеств.

Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Однако в зависимости от характера занятий, проводимых в режиме дня в разные дни недели, их количество различно.  Так, в дни проведения занятий по физической культуре в зале с детьми на прогулке организуется одна подвижная игра и одно физическое упражнение  продолжительностью от 15 до 20 минут.

В другие дни можно проводить одну подвижную игру и два спортивных упражнения продолжительностью до 30 минут.

При распределении игр и физических упражнений в течении дня важно учитывать соотношение нового программного материала  предлагаемого на занятиях, и ежедневных игр и упражнений на утренней и вечерней прогулках.

При планировании игр и физических упражнений на утренней прогулке необходимо предусмотреть:

-сложность движений и целесообразность их сочетания с учётом подготовленности детей;

- соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года;

-использование различных вариантов выбора детей на ведущие роли;

-вариативность подвижных игр с целью развития креативности и положительной мотивации к самовыражению в движении.

Педагогу следует позаботиться о создании дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы детей к добровольному участию в играхи упражнениях, к проявлению активности и самостоятельности.

В старших возрастных группах должны планироваться игры и игровые упражнения разной степени подвижности. В течение месяца может быть проведено до 20 подвижных игр, разучено 3-4 игры; при этом каждая новая игра может повторяться  более трёх раз в зависимости от сложности содержания, что позволит хорошо усвоить правила игры и сохранить интерес к ней.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм – эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения.  Для поддержания интереса к играм целесообразно усложнять их содержание, правила и двигательные задания, например, предлагать выполнять движения в более сложных условиях с использованием разнообразных пособий и природного окружения.

В старших возрастных группах всё большее место занимают игры в которых результат зависит от чёткого выполнения правил и от взаимодействия играющих. Важно проводить командные игры (по 6-8 детей). Несложные игры –эстафеты в которых  дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявляя взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу.

Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить детям медленный бег по пересечённой местности (не более 200м).

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в прыжках т.к. это действенное средство для повышения двигательной активности и воспитания скоростно- силовых качеств и выносливости. Предлагаются серии прыжков на двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества

(от10до 20) в зависимости от состояния здоровья ребёнка.

С целью подготовки к спортивным играм (баскетбол, бадминтон) воспитатель предлагает упражнения в метании, бросании и ловле мяча. В содержание прогулки включаются различные действия с мячом: прокатывание по земле или узкой дорожке, подбрасывание вверх и ловля, отбивание и ведение, удары о стену, перебрасывание друг другу из разных и.п., метание в цель и на дальность.

Для закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости, выносливости предлагается комплекс упражнений в определённой последовательности с постепенным усложнением на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: балансиры, рукоходы, гимнастические скамейки, брёвна, наклонные бумы, щиты для метания.

            Выполнение упражнений на полосе препятствий обычно не вызывает затруднений т.к. дети осваивают их на занятиях по физической культуре. При организации упражнений на полосе препятствий важно учитывать уровень функциональных  возможностей  дошкольников.

Пребывание детей на групповом участке  или спортивной площадке позволяет широко использовать всё пространство, поэтому значительное место на прогулке необходимо отводить спортивным упражнениям. Они планируются согласно времени года: зимой катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, весной и летом – езда на велосипеде, катание на самокате. Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель) когда выпадает большое количество осадков и не всегда существует возможность организовать спортивные игры и упражнения, в содержание прогулки необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, со скакалкой, игры с мячом, кольцом и др. Организовать их можно на веранде и т.д.

свернуть

Рекомендации педагогам по взаимодействию с неблагополучной семьёй

19.12.2018

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за
         их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть
         разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не
         сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить
         родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку,
         способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от
         подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать
         передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом
         конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у школьника уже появились
         психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует
         проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических
         осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни
материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень
благополучия или неблагополучия семьи- только отношения к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и
         беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная
         деятельность.
  • алкоголизм.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно
выделить три группы семьи:

Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется
аморальным поведением и образом жизни родителей.

Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе
средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить
правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость
родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей
работой или общественной деятельностью.

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о ребёнке? (с целью психологического расположения к
себе родителей, привлечения их в союзники).

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода
к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это
вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы, сада? (выработка общей стратегии и
тактики)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться,
чтобы меры были эффективными?            

Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками. Воспитывающихся в
неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии.
Сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие
отрицательных факторов.

свернуть

А я советую читать сказки так!

16.11.2018

Картинки по запросу сказки

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений, психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.

Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно поэтому, готовясь, каждый раз к занятию, следует чувствовать в себе не взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире  так не любят дети, как сказку.

Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые представления о времени и пространстве, природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло ... Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. В детском саду и дома сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, рассказывания, пересказа, драматизации и др. Но в таком виде, по нашему мнению, сказки не полностью используются для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей.

Интересные методы работы над сказкой в свое время предложил Дж. Родари. Предлагаем их толкование:

1. Коллаж из сказок (можно с иллюстрациями, а можно и без) - перепутывание ситуаций, сосуществования героев из разных сказок.

2. Спасательные ситуации в опасных для героев ситуациях - нахождение выхода для любимых героев (например, лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем временем выскочил и покатился дальше)

3. Изменение ситуаций в знакомых сказках - похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев, а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка «Волк и семеро козлят» - волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения; сказка «Гуси-лебеди» - на пути девочки встречается волк; сказка «О рыбаке и рыбке» - рыбка изъявила желание сама встретиться с бабой и т. д.).

4. Сказки по-новому - метод, который поможет взглянуть на знакомые вещи иначе (например: «Золушка» - девочка ленивая и злая, «Красная Шапочка» - хороший волк,)

5. Цветные сказки - «Сказки о волшебных сказках». Особенно целесообразно при изучении цветов (например, каждая краска живет в волшебном дворце, гостят друг у друга, в конце концов образуются новые оттенки, а иногда - совсем неожиданные цвета. Фантазируя, следует соблюдать правила: во дворце каждой краски все должно быть окрашено только в ее цвет)

6. Сериал в сказке - создание новых сюжетов любимых сказок, с любимыми героями (например, сказка «Колобок»: 1-я серия - традиционная сказка, 2-я - как спасти Колобка, 3-я - Колобок попадает в цветную страну и меняется, 4-я - у Колобка появляется нос Буратино, 5-я - у Колобка есть подружка б-я - моя сказка про Колобка)

7. Из сказки - в задачу! - на основе знакомых сказок создаются интересные задачи с математическим, логическим содержанием (например, по мотивам сказок «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок» и др.)

8. Сказка - из задачи - модель начала сказки - содержание веселой, интересной для детей задачи (например, задача:

Барсучиха-бабушка напекла «оладушки»,

Угостила пять внучат, очень славных барсучат.

Два внучка не наелись, с ревом блюдцами гремят.

Посчитайте очень быстро.

Сколько барсучат ждут добавки и молчат?

 

Начало сказки: решили барсучата уйти от бабушки и искать счастья в мире ...)

9. Сказка - из считалочки - после разучивания, неоднократного использования во время подвижных игр. Предлагаем детям загадку, как начало новой сказки, которая идет от содержания считалки. (Например:

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо сада, мимо пруда,

Кто поднимет, тот и выйдет ..

Но яблочко было не простым, а волшебным: оно меняло характеры героев сказок. Первым ему попался навстречу ...)

10. Гороскоп и сказка - используют во время ознакомления детей со знаками Зодиака, определение зависимости особенностей характера человека от знака, под которым он появился на свет. Чтобы детям было доступнее, переносим данные на персонажей сказок (например: Колобок из одноименной сказки. Представим, что Колобок по знаку Зодиака - Лев и решил вести себя в соответствии с этим знаком.

Характерные особенности Льва (Возможны изменения в поведении Колобка)

Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустом и заснул, проснулся и решил жить на этой полянке.

Он умный, любит властвовать.

На этой полянке Колобок стал царем всех маленьких животных и насекомых.

Сообщить детям, что герои сказки по каким-то причинам спрятались (просто играют, или их заколдовали).

В случае изменения местами героев или других знаков - меняется сюжет сказки.

11. Моделирование сказок (по схемам-моделями, по знакам, по геометрическим фигурами).

Конечно, не каждую сказку следует «дорабатывать», искажать и дополнять, но эти методы можно и нужно использовать, когда возникает потребность решения определенной проблемы или ситуации. С помощью сказки можно провести занятие морально-этического характера, развить мышление или воображение дошкольников, знакомить с вопросами экологии, экономики, народоведения, безопасности жизнедеятельности, решать математические задачи, изучать цвета ...

Направлений может быть множество и все они будут направлены на развитие интереса, познавательной активности у детей при различных видах занятости.

свернуть

Семейное неблагополучие и его причины

18.10.2018

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – главная задача в работе всех заинтересованных лиц. Пьянство, семейные скандалы, уклонение от воспитания своих детей, аморальное поведение, агрессия становятся образом жизни неблагополучных родителей.

Основные понятия семейного неблагополучия

Основными понятиями семейного неблагополучия являются:
- выявление и учет семейного неблагополучия – комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо 
в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, находящаяся 
в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка). 
- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, -несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- безнадзорные - несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.

Основные причины семейного неблагополучия

Для современного общества наиважнейшим базисным социальным институтом является семья. Не вызывает сомнения, что духовное богатство и благополучие общества во многом обусловлены уровнем культуры и благополучие семьи, и наоборот, материальное состояние семьи зависит от экономического благополучия общества. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и потребностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному досугу. Влияние и пример родителей и других родственников предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Духовная связь и преемственность поколений в семье с первых дней жизни способствуют усвоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.
В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей. Нет точных статистических данных о том, сколько людей страдают от алкогольной зависимости и сколько детей воспитывается в таких семьях, хотя совершенно очевидно, что число этих детей увеличивается с каждым годом.
Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям, родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают. Вся жизнь такой семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью, им приходиться тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих. В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе.
В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:
- недостаточная забота;
- неправильный уход и питание;
- физическое и сексуальное насилие;
- игнорирование душевного мира и переживаний.
Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, у которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего, алкоголя. Человек, страдающий от алкоголизма, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.
Чаще всего родители из неблагополучных семей провели свое детство в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Жизнь в таких семьях связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания:
- «не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя»;
- «не верь никому, даже родным»;
- «не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…».
С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с «хроническим неблагополучием». Только работа с несколькими поколениями таких семей позволит сказать, что семья «выздоровела» и может стать условно-адаптированной.
Для неблагополучной семьи характерна амбивалентность всех сторон ее жизни. Такая семья неупорядочена, непредсказуема, поэтому дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие - ненормальны. Это приводит к нечеткости границ личности ребенка, теряются твердость психологической почвы («Я - размытость»), появляется нечеткость границ своего «Я», «Я- Отрицание».
Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.
Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.
Низкая самооценка. Система воспитания в неблагополучной семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем: был недостаточно хорошим, совершил много ошибок, следовательно, «заслуживает» все то плохое, что с ним происходит. Все это приводит к постепенной утрате самоуважения и переносе вины взрослых на себя.
Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов - всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.

свернуть

Профилактика стресса

03.10.2018

Способы профилактики стресса Памятка на каждый день

Займитесь зарядкой.

Ежедневная утренняя зарядка не только помогает скорее проснуться и активизировать работу организма, а также дает понять мозгу, что вы любите себя и занимаетесь своим телом.

Уделяйте время дыхательной гимнастике.

Выполняйте специальные упражнения концентрируйтесь на своем дыхании. Привычка правильно дышать поможет противостоять стрессу.

 

Способы профилактики стресса
Способы профилактики стресса

Делайте гимнастику для лица.

Чаще гримасничайте перед зеркалом. Стройте рожицы своему отражению, особенно в минуты злости и недовольства.

Держите осанку.

Надежная профилактика стресса – красивая осанка. Сутулятся люди напряженные, неуверенные в себе. Чтобы чувствовать себя увереннее держите спину ровно, и окружающие будут подсознательно считывать вашу силу и непоколебимость в сложных ситуациях.

Научитесь управлять своим голосом.

Голос – индикатор вашего настроения. Ровным, спокойным голосом можно защитить себя от негатива и настроить себя и окружающих на позитивное восприятие действительности.

 

Способы профилактики стресса
Способы профилактики стресса

Уделяйте время отдыху.

Короткая передышка в разгар рабочего дня пойдет на пользу.

Сходите с подружкой в кафе, скушайте яблоко или банан, загляните в модный бутик или автосалон, просто прогуляйтесь по парку.

Фиксируйте свое внимание на положительных событиях.

В жизни всегда есть повод для грусти и для радости, мы сами делаем выбор, на чем заострять свое внимание. Гормон радости – это мощное оружие против стрессовой ситуации.

Не вините себя в неприятностях.

Помните, что все имеют право на ошибку, а обидчика воспринимайте как учителя, благодаря преподнесенному уроку, вы станете мудрее и сильнее. Извлекайте положительные уроки из всего, что с вами происходит.

Забывайте плохое.

Сделайте выводы и забудьте неприятное происшествие. Копание в собственных неудачах или воспоминания о досадных инцидентах вас мысленно возвращает в то время и заставляет переживать неприятные эмоции с новой силой. Перешагните через прошлые неудачи и направляйтесь навстречу новым победам и достижениям.

Работайте над собой, научитесь слышать потребности своего организма, смотрите на мир спокойно и будьте готовы к приятным неожиданностям, которые не заставят себя долго ждать.

свернуть

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

02.10.2018

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими . Педагог должен быть готовым к импровизации , к встречной активности ребёнка . В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

· им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

· внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

· поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

· детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

· преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

 

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

· наблюдение и элементарный труд в природе;

· сценарии активизирующего общения;

· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

· слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

· инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

· игры на развитие мелкой моторики рук;

· дидактические игры и упражнения;

· бытовые и игровые ситуации;

· элементарное экспериментирование.

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности. Поэтому, мы предлагаем Вам посмотреть те из них, которые, на наш взгляд, наиболее интересны и которые редко показываются на открытых просмотрах. Это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения. А теперь я коротко раскрою сущность каждой из этих форм.

Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае - с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Сценарий активизирующего общения.

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Перед нами поставили задачу - показать несколько форм совместной деятельности, но поскольку в другой группе раннего возраста работает всего один воспитатель, то мы ограничились рамками одной группы раннего возраста (с 2 до 3 лет).

Разумеется, что в обычные дни организация совместной деятельности происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Арушанова А. Г., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра дошкольного детства им. А. В. Запорожца.

свернуть

Виды неблагополучных семей

11.09.2018

Картинки по запросу неблагополучная семья

Типы неблагополучных семей

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:
- с явной (открытой) формой неблагополучия;
- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
Работа специалистов с такими семьями должна осуществляться в тесном контакте с правоохранительными органами, органами здравоохранения, образования, опеки и попечительства, а также социальными службами. Для данного типа семей необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов.
К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения.
Семейные конфликты провоцируют у ребенка внутриличностные проблемы: эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность. Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).
Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами хорошо видны окружающим, то в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.
Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками.
Следовательно, неблагополучная семья оказывает отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения. 
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.
Многие поступки созависимых жен мотивированы страхом: они полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, потому что действия мужа, больного алкоголизмом, непредсказуемы. Из-за опасений, что с ее близкими может что-то случится, мать усиливает свой контроль за ребенком. Неспособность корректировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации вызывает у созависимой женщины развитие ригидности, что не улучшает ее отношения с ребенком, а только ухудшает, усиливая его (ребенка) эмоциональную материнскую депривацию.
Ригидность созависимых женщин может иметь различные формы:
- поведенческая ригидность выступает как негибкость (стереотипность) ежедневных, рутинных действий;
- духовная (моральная) ригидность предполагает, что все оценки лежат в плоскости «хорошо – плохо», а стандарты ожидаемого поведения абсолютны;
- эмоциональная ригидность сказывается в том, что созависимые имеют тенденцию попадать в ловушку одного-единственного чувства (например, вины, гнева, жалости);
- ригидность ролевых функций появляется склонностью судить и осуждать других.
Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и указанными выше психологическими характеристиками созависимых членов, в первую очередь, жены. Ригидность мыслей, чувств, форм поведения исключает разнообразие оттенков, плавных переходов, существующих между крайностями. В силу этого супружеские отношения также тяготеют к крайностям, во многом зависят от ситуации: супруги легко переходят от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от эмоционального отчуждения к интимности.
Подобные взаимоотношения между супругами не могут не сказаться на личности детей, которым трудно уловить и понять смысл резко меняющихся отношений родителей друг к другу и к ним. Все это еще больше усугубляет проблему дисфункции семьи, для решения которой ни один из супругов не предпринимает действенных мер. Кроме того, созависимый супруг со временем по своим психологическим характеристикам становится все больше похожим на больного алкоголизмом (созависимых жен часто называют сухими алкоголиками), является почти его зеркальным отражением.
Известно, что больные алкоголизмом часто используют отрицание как примитивный механизм защиты. В частности, пьющий муж отрицает причинную связь между своим пьянством и теми проблемами, которые возникают в результате этого. Созависимая жена также не видит связи между алкоголем и семейными проблемами. Как пьющий не хочет, чтобы его расценивали как алкоголика, так и жена не желает быть признанной жертвой. Поэтому ни тот, ни другой не хотят признать своих проблем.
Сходство созависимоси и алкоголизма ученые видят также в том, что:
а) каждое из этих состояний представляет собой первичное заболевание;
б) и то, и другое состояние приводит к ухудшению и деградации в соматической, психической, эмоциональной и духовной сферах;
в) без вмешательства в течение каждого из состояний оно может привести к преждевременной смерти;
г) выздоровление от созависимости требует системного сдвига на характерологическом уровне.

Основные проблемы неблагополучных семей

Основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
• низкая материальная обеспеченность;
• отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
• алкоголизм одного или обоих родителей;
• эмоционально напряженная атмосфера в семье;
• неуспеваемость школьников в учебе;
• плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
• неорганизованный отдых и досуг детей;
• неумение найти дополнительный заработок;
• незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
• низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Приемы коррекционной работы с неблагополучными семьям

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ по формированию нравственных качеств.

свернуть

Организация познавательно-практической деятельности в летний оздоровительный период

Консультация для воспитателей дошкольного образования

"Экспериментальная деятельность детей в летний период"

Стремление к постижению мира заложено в ребенке в биологическом уровне, но его нужно развивать, надо пробудить познавательный интерес к окружающему миру. И нам педагогам, совместно с родителями необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.

Одним из перспективных методов в развитии познавательных способностей детей является метод экспериментирования.

Смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает обучению жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

 В процессе экспериментирования дети преобразуют объекты с целью выявления скрытых существенных связей с явлениями природы, у детей формируется способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Экспериментальная деятельность способствует поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.

При проведении экспериментов педагог должен лишь организовывать экспериментальную деятельность, заинтересовать, предложить, предоставить нужные материалы, а также объяснить опыт, если ребенок затрудняется сделать это сам. Но гораздо полезнее, чтобы объяснение опытов и выводы ребенок сделал самостоятельно с помощью наводящих вопросов педагога.

Поскольку в качестве объектов в летнее время выступают в основном живые организмы (растения, насекомые) ведущим принципом работы является принцип «не навреди». Недопустимо, например, собирать коллекцию насекомых в д/ саду, собирать гербарий, наблюдать за тем, как одни насекомые или животные поедают других. В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред. Например: не поливать растения длительное время, вызывать солнечные ожоги или какими - то иными способами доводить растение до гибели. Воздействие данных экспериментальных факторов лучше рассмотреть в порядке наблюдений, а не специально организованном эксперименте. При проведении экспериментов с объектами живой природы есть вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Это обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта. Например: взойдут ли посеянные семена в огороде, приживутся ли пересаженные растения. Если результат эксперимента не соответствует ожидаемому, значит не соблюдены какие – то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние. В этом случае нужно обсуждать тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Дети должны видеть природу такой, каковы она есть. Иногда увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Нужно помнить, что природа не обманывает и не ошибается. Случается, только то что случится.

Ребенок может ошибиться, и это будет его опыт. Ведь человек познает мир методом проб и ошибок и приходит к правильным выводам.

С детьми в летний период можно проводить такие опыты «Проросшие семена», «Мутная вода», «Когда нет дождя», «Пересаживаем цветы» и другие.

Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке:

Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду? "

- " Какой формы вода? "

Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.

Опыты с Солнцем:

«Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? ( солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно

долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

" Как появляются солнечные зайчики? "

" Как появляется тень? "

«Солнце высушивает предметы и песок»

Опыты с песком:

Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты

Эксперименты и наблюдения во время дождя:

дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

«Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Камни:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узо­ры, кристаллики.)

Вес

«Легкий - тяжелый»

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов

Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

Опыты с магнитами:

К чему прицепится магнит?

Опыты с растениями:

Рассматривание почек, распускание листьев у деревьев

Рассмотреть через лупу ветку, Что мы увидели? (Еле заметные почки, большие почки, маленькие листочки. листочки)

Что это значит? (Деревья не погибли, они оживают после зимы…_)

Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

Посадка цветов на клумбы для выращивания из группы. Учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений.

«Почему повял цветочек?»

Сравнить сухие и влажные комочки земли.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит землястебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

При наблюдении за насекомыми:

Обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке. У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку ( а давай попробуем, посмотрим….), Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Ответить, кто же самый сильный на земле?

Найти божью коровку и определить ее название.

Червяк выполз на асфальтированную дорожку, ему здесь хорошо, а где будет лучше (а давай попробуем положить на вскопанную землю, что будет…)

Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на дан­ном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто при естественной лупе – для этого нужно взять на прогулку банку с водой

    Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

   Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

При наблюдении за птицами:

«Почему птицы летают?»

Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)

Наблюдения за облаками:

Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Облака двигаются, почему?

Свойства воздуха

Веер – познакомить с ветром.

При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

«Игры с воздушными шариками»

- познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика (надутый и спущенный)

Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (С тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (Больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (Его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.

«Реактивный шарик»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал: воздушные шары. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

С мячиками (хорошо надутым и спущенным) «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»

Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Веер (для детей 4-5 лет).Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится — «Дует ветер — я не дую»  (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).

Морской бой (для детей 5- 6 лет) Игра-опыт предложена О.В. Дыбиной. Можно поиграть летом в тазу с водой.

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

 

Опыты с вертушкой. Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит? Опыт «Ветер в пустыне».

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На  поверхности  его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть  ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы.  Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Для этого можно изготовить наглядную информацию для родителей. Можно провести такие консультации для родителей: «Высота растений», «Хороший урожай», «Созревание помидор» и другие, где даются советы родителям по экспериментальной деятельности в летний период, развитию познавательной активности при общении с природой.

Подготовил: зам.зав. по о/д Перепёлкина ЕА.

свернуть