Методическая копилка /В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ

Подвижные игры для детей средней группы

Подвижные игры для детей средней
группы

Найди свой цвет
Материал. Флажки 3—4 цветов (по числу детей и еще по одному каждого цвета) .
Ход игры. В начале года в эту игру можно играть так же, как во второй младшей группе
(см. с. 45). Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время
«прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет флажки. По
сигналу «найди свой цвет! » дети открывают глаза, находят флажок и бегут к нему.
Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее других.
Найди себе пару
Материал. Флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один флажок
должен остаться без пары) .
Ход игры. В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает
один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по
площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или слова «найди
пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.
Один ребенок остается без пары.
Обращаясь к нему, все играющие говорят:
Ваня, Ваня (Маша, Оля и др., не зевай!
Быстро пару выбирай.
Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.
Указания к игре. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.
Цветные автомобили
Материал. Флажки 3 цветов или круги, кольца (по числу участников и еще по одному
флажку каждого цвета) .
Ход игры. Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они —
автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или
цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты
(площадки). Он держит в руке флажки тех же цветов.
Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого
цвета, начинают бегать по площадке (в любом направлении) ; на ходу они гудят, подражая
автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и возвращаются
на место. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Указания к игре. Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и
тогда на площадку выезжают все «автомобили».
Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал
словесным «автомобили (называет цвет) остановились».
Воспитатель может заменить цветовой сигнал словесным (например, «выезжают синие
автомобили», «синие автомобили возвращаются домой») .
Трамвай
Материал. Шнур, 3 флажка желтого, красного и зеленого цвета.
Ход игры. Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами,
держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого
связаны (один ребенок держится правой рукой, другой — левой). Воспитатель находится
в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает
флажок зеленого цвета, и дети бегут — трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети
смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зеленый флажок, движение трамвая
продолжается; если появился желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут,
когда появится зеленый.
Если желающих играть много, можно устроить остановку, на которой сидят дети и ждут
прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и
останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие — входят. Воспитатель
поднимает зеленый флажок: «Поехали! »
Указание к игре. Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно трамвай
заменить другим видом транспорта.
У медведя во бору.
Ход игры. На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой на
расстоянии 2—3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположном конце
площадки линией обозначается дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих
медведем. Остальные играющие — дети, они находятся дома. Воспитатель говорит:
«Идите гулять»Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, делая
соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса, и одновременно произносят
хором стихи:У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.
Когда играющие произносят слово «рычит», «медведь» с рычанием встает, а дети бегут
домой. ’«Медведь» старается их поймать (коснуться). Пойманного «медведь» отводит к
себе в дом. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.
Правила игры. Бежать до окончания текста не разрешается ни детям, ни «медведю». Когда
будут пойманы 2—3 играющих, выбирают нового медведя.
Указания к игре. Воспитателю следует подчеркнуть, что дети не боятся медведя, что они
убегают, лишь когда он бросается за ними. Медведь тоже не сразу бросается ловить: он
должен сперва поглядеть на них, поворчать. Медведи выбираются только из числа тех, кто
ни разу не нарушил правила и кого не поймали.
Пробеги тихо
Ход игры. Дети делятся на группы по 5—6 человек. Они стоят за чертой на одном конце
площадки. Выбирается водящий, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По
сигналу воспитателя одна группа бежит мимо водящего на противоположным конец
площадки до условленного места (черты).
Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит «стой» и
бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, откуда слышит шум.
Если он указал правильно, дети отходят в сторону: если ошибся, они возвращаются на
свои места и бегут снова. Так поочередно пробегают все группы детей.
Выигрывает та группа, которую не услышал водящий. При повторении игры водящий
меняется.
Указание к игре. Эту игру лучше провод ; в помещении, когда дети в тапочках или другой
легкой обуви и им удобнее бежать на носочках. Кроме того, на участке бесшумно бежать
трудно: шуршит песок, листья и пр.
Огуречик, огуречик.
Ход игры. На одном конце площадки — ловишка (воспитатель, на другом — дети.
Ребята приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.
Педагог говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет
.При последних словах дети убегают на свои места, а воспитатель их догоняет.
Лиса в курятнике
Ход игры. На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер зависит от числа
играющих). В курятнике на насесте (на скамейках) сидят «куры». На противоположной
стороне площадки огорожена лисья нора. Все остальное место — двор.
Один из играющих назначается лисой. По сигналу воспитателя «куры» спрыгивают с
насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу
воспитателя «лиса! » «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса»
старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору
Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.
Когда «лиса» поймает 2—3 кур, на эту роль назначается другой ребенок.
Охотник и зайцы
Ход игры. На одной стороне площадки воспитатель очерчивает место для «охотника», на
роль которого назначают одного из детей. На другой стороне обозначаются кружками
места «зайцев». В каждом кружке находится по 2—3 «зайца».«Охотник» обходит
площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе.
Воспитатель говорит:— Выбежали на полянку зайцы.
Зайцы выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По
сигналу воспитателя «охотник! » «зайцы» останавливаются, поворачиваются к
«охотнику» спиной, а он, не сходя с места. бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого
«охотник» попал мячом, считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.
Игра повторяется 3 раза. Затем воспитатель производит подсчет подстреленных зайцев,
выбирает другого охотника, и игра продолжается.
Накинь кольцо
Материал. Различные фигурки (слон с поднятым хоботом, гусь с вытянутой шеей, зайчик
с поднятой лапой и т. п.) ; кольца.
Ход игры. Игра заключается в набрасывании колец на различные забавные фигурки. На
расстоянии 1, 5-2 м от фигуры проводится черта — граница, с которой дети бросают
кольца. Воспитатель показывает, как надо встать, как держать кольцо в горизонтальном
положении, как бросать (от себя, чтобы оно оставалось в горизонтальном положении и во
время полета (у детей это получается не сразу, поэтому предварительно нужно помогать
ребенку, направляя движение его руки) .
Мяч через веревку (сетку)
Материал. Веревка (сетка, мяч.
В варианте игры: мячей взять в 2 раза меньше количества участников.
Ход игры. Между деревьями или гимнастическими стойками натягивается веревка или
сетка на уровне груди ребенка.
По обе стороны веревки (сетки) на расстоянии 1 м от нее проводятся линии. Группы детей
(по 4—6 человек с каждой стороны) становятся на линиях друг против друга.
Тот, кто стоит с краю, получает мяч. По сигналу воспитателя «начинай! » он бросает мяч
через сетку ребенку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему
рядом и т. д. Когда мяч дойдет до последнего играющего, воспитатель отмечает, какие
ошибка были у одной и другой группы играющих. При повторении игру начинает другая
группа.
Вариант игры. Все дети одной из групп получают мячи и перебрасывают их стоящим
напротив.
Кролики
Материал. Обручи, стульчики (по числу обручей, большой стул.
Ход игры. На одной стороне площадки кладутся обручи — клетки кроликов. Перед ними
ставятся стульчики, к которым вертикально привязываются обручи. На противоположной
стороне ставится стул — дом сторожа, на этом стуле сидит воспитатель. Между домом и
клетками кроликов — луг. Дети маленькими группами по 3—4 человека становятся в
кружки.
«Кролики сидят в клетках», — говорит воспитатель, выполняющий роль сторожа; дети
присаживаются на корточки. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает
«кроликов» со словами: «Погуляйте, поешьте травки». «Кролики» пролезают в обручи и
начинают бегать и прыгать.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки! » «Кролики» бегут домой,
каждый возвращается в свою клетку, пролезая снова в обруч. «Кролики» до тех пор
находятся в клетке, пока сторож снова не выпустит их.
Котята и щенята
Материал. Гимнастическая стенка, скамейки (лесенка) .
Ход игры. Игру можно проводить в комнате, где есть гимнастическая стенка, или на
участке.
Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают котят, дети другой —
щенят. «Котята» находятся около гимнастической стенки; «щенята» — на другой стороне
комнаты (в будках за скамейками, за лесенкой, поставленной на ребро) .Воспитатель
предлагает «котятам» побегать легко, мягко. На слова воспитателя «щенята! » вторая
группа детей перелезает через скамейки. Они на четвереньках бегут за «котятами» и лают
«ав-ав-ав! ». «Котята», мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Воспитатель
все время находится рядом. «Щенята» возвращаются в свои домики. После 2—3
повторений дети меняются ролями, и игра продолжается.
Где купался, Иванушка?
Материал. Небольшой камушек.
Ход игры. Дети садятся на скамейку. Одного из них назначают Иванушкой. Он отходит в
сторону, остальные играющие складывают ладони «чашечкой» и кладут их на колени.
У воспитателя в ладонях, .сложенных вместе, небольшой камушек.
Водящий встает к играющим спиной.
Дети хором произносят:
Где купался, Иванушка?
Среди белого камушка.
Белый камень у меня, у меня
Говорите на меня, на меня. Белый камень у меня, у меня,
Говорите на меня, на меня. В это время воспитатель поочередно касается сложенными
ладоними
всех детей и одному из них незаметно опускает камушек
.К тому времени, когда дети заканчивают произносить текст, все ладошки должны быть
закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камушек.
Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камушек, а тот становится
Иванушкой. Если не отгадает, водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на
конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.
Когда дети хорошо усвоят игру, они организуют ее самостоятельно, выбирая ведущего и
Иванушку с помощью считалки.
Теремок (хороводная игра)
Ход игры. Играющих может быть любое число, но не меньше 6 человек. Дети
договариваются, кто будет мышкой, лягушкой, зайцем, лисичкой, волком и медведем.
Мышек, лягушек и др. может быть несколько, только медведь-ловишка должен быть один
(он выбирается с помощью считалки). Все играющие берутся за руки, идут по кругу и
говорят или поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Все дети-мышки вбегают в круг и говорят:
Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?
Никто не отвечает, и они остаются в кругу. Остальные дети с идут по кругу и снова
говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку и т. д. Каждый раз названные
дети выбегают в круг и спрашивают:;
Кто-кто в теремочке живет,
Кто-кто в невысоком живет?
Им отвечают все стоящие внутри круга;
Я — мышка-норушка.
Я — лягушка-квакушка. и т. д.
А ты кто?
Услышав соответствующий ответ, говорят: «Иди к нам жить». Остается один медведь. Он
ходит вокруг собравшихся вместе животных и на их вопрос «а ты кто? » говорит: «А я
мишка — всех ловишка».
При этих словах все бегут в условное место, медведь старается их поймать. Пойманным
детям медведь» сам говорит, кто из них кем будет при повторении игры; остальные роли
распределяются по желанию.
Указания к игре.
Каждый раз, когда дети идут по кругу, они меняют направление. Участникам игры можно
надеть соответствующие шапочки-маски. «Медведь» выбирается тем же порядком, и игра
продолжается.
Сидит, сидит зайка.
Ход игры. У стены на корточках сидит «зайка».
«Охотники» (10—12 человек) расположились группой у противоположной стены.
Участвующие в игре дети говорят:Сидит, сидит зайка, («Зайка» поворачивает голову из
стороны в сторону и замирает, прислушиваясь.)
Сидит зайка серый Под кустом, под кустом. Охотнички едут, («Охотнички» скачут
галопом по кругу и задерживаются на том месте, где их застанет речь «зайки».) Едут,
скачут в поле Во пустом, во пустом. «Бы, охотнички, скачите, (Говорит один «зайка», стоя
во весь рост и слегка сгибая ноги в коленях.) На мой хвостик поглядите: (Делает прыжок,
еще прыжок и еще прыжок, поворачиваясь спиной к охотникам.)
Я не ваш, Я ушел! »«Зайка» убегает: «Охотники» ловят его, держась за руки и стараясь
окружить его. Выбегать из-под рук «охотников» «зайка» не имеет права, если круг
замкнулся— он пойман. На роль зайца назначают другого ребенка, и игра повторяется
Где постучали?
Материал. Небольшая палочка, косынка (белый бумажный колпак) .
Ход игры. Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу. Выбирается водящий. Он
выходит на середину круга, и ему завязывают глаза. Остальные дети должны сидеть очень
тихо. Воспитатель бесшумно проходит позади детей, останавливается возле кого-либо из
сидящих и стучит палочкой о спинку стула, а затем прячет палочку за его спиной, чтобы
ее не было видно. Потом она тихо отходит в сторону и говорит: «Пора! »Стоящий в кругу
должен отгадать, где постучали, и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав
правильно, водящий садится на место того ребенка, у которого была палочка, а тот
становится водящим. Если же водящий ошибся, то игра повторяется с ним же. Надо
попросить детей сидеть еще тише, чтобы не мешать ему слушать. Если он не отгадает и во
второй раз, выбирается другой водящий и игра продолжается.
Указание к игре. Под косынку, которой завязывают глаза детям, надо каждый раз
подкладывать кусочек белой бумаги или вместо повязки надевать водящему бумажный
колпак.
Лучинки
Материал. Набор из 30-40 лучинок длиной 10-15 см, окрашенных в 3—4 цвета. При
усложнении игры добавить лучинки разного размера — от 5 до 15 см, по нескольку штук
каждого размера.
Ход игры. Группе детей (3—4 человека, сидящих за столом, воспитатель показывает,
какие узоры можно выложить из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают
узоры по образцу. Затем воспитатель предлагает детям самим придумать, что можно
выложить из лучинок; напоминает, лучинки какого цвета лучше

свернуть

Беседа:Здоровый образ жизни и привычки человека

Беседа: «Здоровый образ жизни и привычки человека»

Цели:

  • Указать полезные и вредные привычки человека.
  • Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека.
  • Определить соотношение понятий “здоровый образ жизни” и “привычки человека”
  1. Давайте обсудим и найдем ответы на следующие вопросы:
  • Что такое привычка?
  • Какие бывают привычки?
  • Какие ценностные установки человека, его воля, разум способствуют укоренению в человеке потребности в полезных привычках и способности отказаться от вредных?
  • Каким образом могут повлиять привычки на судьбу человека?
  1. Рассмотрим факторы, негативно влияющие на здоровье человека:

Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным, стилем поведения.

  • К каким последствиям могут привести полезные и вредные привычки?

Факторы

Последствия

  1. Курение, употребление алкоголя, неправильное питание, стрессовые ситуации
  2. Загрязнение воздуха, воды, почвы, магнитные и другие излучения
  1. Предрасположенность к наследственным болезням, быстрое старение организма болезненность.
  2. Отсутствие профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Последствия полезных и вредных привычек

Последствия полезных привычек

Последствия вредных привычек

Жизнь без болезней

Активный отдых

Труд в удовольствие

Умение стойко выносить любые трудности

Доброе отношение окружающих

Свободное время, увлечения

Болезни

Отдых – пустая трата времени

Труд воспринимается как вынужденное занятие

Неумение отражать стресс

Раздражительность

Кажущееся отсутствие свободного времени (пребывание к различных компаниях)

  1. Сейчас я раздам вам напечатанные фразы. В них пропущены некоторые слова. Вы должны эти слова вставить в соответствии со смыслом этой фразы:
  • Привычка – это…., ставшее для кого-то…. действием.

(постоянное, склонность, поведение)

  • Полезные привычки – образ действия, который…. здоровье человека

(сохраняет, укрепляет, ухудшает)

  • Вредные привычки – образ действия, который … здоровье человека.

(сохраняет, разрушает)

Наполеон I по поводу привычек сказал следующее:

- Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость – стать ее рабом привычки.

- Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем. (Вольтер)

- Человек определяется не только врожденными качествами, но и приобретенными.

(И.Гете)

  1. Теперь давайте поговорим о ваших привычках:
  • Какие у вас есть вредные и полезные привычки?
  • Что повлияло на формирование ваших привычек?
  • В чем мешают вам вредные привычки?
  • Каковы последствия ваших вредных привычек?
  • От каких привычек вы хотели бы избавиться?
  • Что для этого необходимо?

В настоящее время многие ученые признают, что курение – это медленное самоубийство. Медики установили, что каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Эти минуты постепенно складываются в годы. Курящий живет на 5-7 лет меньше, чем ему отведено природой.

Перечень приносимых курением бед длинный и устрашающий: рак, пептическая язва желудка, коронарная болезнь сердца, хронический бронхит, Эмфизема легких и другие.

Некоторые курящие надеются на фильтр, которых по их мнению предупреждает поступление в организм канцерогенных веществ и никотина. Однако отравляющие вещества проходят этот барьер и попадают в легкие.

При курении стенки сосудов спазмируются и это вызывает коронарную недостаточность. Статистика свидетельствует, что курящие в 13 раз больше страдают стенокардией, чем некурящие.

В сигарете содержатся также и радиоактивный элемент – полоний 210.

Никотин разрушает деятельность нервной системы, сердца, легких, печени, органов пищеварения, от табака желтеют зубы.

  1. Сформулировать выводы:
  • Привычка – поведение, ставшее для кого-то постоянным.
  • Привычки бывают полезные и вредные.
  • Власть привычки над человеком состоит в том, что человек от природы стремится к комфорту, удовлетворению своих потребностей, удовольствию
  • Привычки меняют характер и судьбу человека.
  • Удовольствия и комфорт могут приносить пользу и вред.
  1. Подведение итогов беседы.

 

 

свернуть

Формы подачи наглядного материала для родителей

Формы подачи наглядного материала для родителей:

1. Постоянный информационный стенд.

Содержание:

  • Визитная карточка группы
  • Характеристика возрастных психологических особенностей детей группы.
  • Распорядок дня группы.
  • Расписание специально организованной деятельности на учебный год.
  • Меню на текущий день.
  • Информация о содержании специально организованной деятельности на текущий день ("Сегодня на занятиях").

2. Стенды со сменяемым материалом.

Содержание:

  • «Права детей». Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
  • «Медицинская страничка». Материалы готовят медицинские работники по наиболее актуальным темам: профилактика инфекционных заболеваний, оказание первой медицинской помощи, вредные привычки, их профилактика и коррекция и др.
  • «Азбука безопасности». Этот раздел представляет материалы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения в быту и экстремальных условиях.
  • «Семейный вернисаж». В этом разделе могут быть представлены рисунки, поделки и др., выполненные родителями вместе со своими детьми.
  • «Игра-это серьезно!». Раздел содержит информацию о значении детской игры, даются советы по организации детских игр дома, а также предлагаются варианты досуговых игр и др.
  • «Скоро в школу». В этом разделе содержится информация о подготовке детей к школе; советы, рекомендации по успешному вхождению ребенка в школьную жизнь и др. (для старших групп).
  • «Внимание! Конкурс!», «Спешите участвовать!». Информация о предстоящих в учреждении дошкольного образования конкурсах.
  • «Учусь играя». В этом разделе содержатся сведения о развивающих играх для дошкольников, советы и рекомендации по их проведению, варианты игровых упражнений, направленные на развитие определенных способностей.
  • «Специалисты советуют». Материалы этого раздела готовят специалисты детского сада: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания  по актуальным темам.
  • Объявления. В этом разделе помещается только официальная информация: когда будет собрание, оплата за питание и т.д. (если есть об этом решение родительского собрания, на которое нужно обязательно сделать ссылку).
  • Мудрые мысли. Высказывания известных педагогов, писателей, философов о воспитании подрастающего поколения, народная мудрость о семье и семейном воспитании.

3. Папки-передвижки.

4. Фотовыставки.

5. Рекламно-информационные буклеты.

6. Информационные письма, корзины, проспекты, памятки...

7. Выставки детских работ (тематические выставки)- дополнение письменной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

свернуть

Перечень нормативно-правовых документов, Регулирующих организацию летней оздоровительной работы

Перечень нормативно-правовых документов,

Регулирующих организацию летней оздоровительной работы

(информация для скачивания)

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Об утверждении инструкции о расследовании и учете насчастных случаев с обучающимися и воспитанниками

Постановление №114

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Список основных нормативно правовых документов регламентирующих деятельность педагогов в летний период

Интструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ"Об организации летеней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования" от 22.05.2015

 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»

 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 17 мая 2012 № 12-02-13/2995/дс «О дополнительных мерах по организации оздоровления детей в летний период 2012 г.»

 

свернуть

«Особенности организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке».

«Особенности организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке».

Во время ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке решаются следующие задачи:

-Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями.

-Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.

-Развитие креативных возможностей и физических качеств (ловкость, быстрота движений, координация и выносливость).

-Воспитание самостоятельности и активности.

-Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Успешное решение этих задач достигается в процессе подвижных игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей, требующих от них физического и умственного напряжения и нравственно – волевых качеств.

Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Однако в зависимости от характера занятий, проводимых в режиме дня в разные дни недели, их количество различно.  Так, в дни проведения занятий по физической культуре в зале с детьми на прогулке организуется одна подвижная игра и одно физическое упражнение  продолжительностью от 15 до 20 минут.

В другие дни можно проводить одну подвижную игру и два спортивных упражнения продолжительностью до 30 минут.

При распределении игр и физических упражнений в течении дня важно учитывать соотношение нового программного материала  предлагаемого на занятиях, и ежедневных игр и упражнений на утренней и вечерней прогулках.

При планировании игр и физических упражнений на утренней прогулке необходимо предусмотреть:

-сложность движений и целесообразность их сочетания с учётом подготовленности детей;

- соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года;

-использование различных вариантов выбора детей на ведущие роли;

-вариативность подвижных игр с целью развития креативности и положительной мотивации к самовыражению в движении.

Педагогу следует позаботиться о создании дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы детей к добровольному участию в играхи упражнениях, к проявлению активности и самостоятельности.

В старших возрастных группах должны планироваться игры и игровые упражнения разной степени подвижности. В течение месяца может быть проведено до 20 подвижных игр, разучено 3-4 игры; при этом каждая новая игра может повторяться  более трёх раз в зависимости от сложности содержания, что позволит хорошо усвоить правила игры и сохранить интерес к ней.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм – эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения.  Для поддержания интереса к играм целесообразно усложнять их содержание, правила и двигательные задания, например, предлагать выполнять движения в более сложных условиях с использованием разнообразных пособий и природного окружения.

В старших возрастных группах всё большее место занимают игры в которых результат зависит от чёткого выполнения правил и от взаимодействия играющих. Важно проводить командные игры (по 6-8 детей). Несложные игры –эстафеты в которых  дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявляя взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу.

Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить детям медленный бег по пересечённой местности (не более 200м).

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в прыжках т.к. это действенное средство для повышения двигательной активности и воспитания скоростно- силовых качеств и выносливости. Предлагаются серии прыжков на двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества

(от10до 20) в зависимости от состояния здоровья ребёнка.

С целью подготовки к спортивным играм (баскетбол, бадминтон) воспитатель предлагает упражнения в метании, бросании и ловле мяча. В содержание прогулки включаются различные действия с мячом: прокатывание по земле или узкой дорожке, подбрасывание вверх и ловля, отбивание и ведение, удары о стену, перебрасывание друг другу из разных и.п., метание в цель и на дальность.

Для закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости, выносливости предлагается комплекс упражнений в определённой последовательности с постепенным усложнением на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: балансиры, рукоходы, гимнастические скамейки, брёвна, наклонные бумы, щиты для метания.

            Выполнение упражнений на полосе препятствий обычно не вызывает затруднений т.к. дети осваивают их на занятиях по физической культуре. При организации упражнений на полосе препятствий важно учитывать уровень функциональных  возможностей  дошкольников.

Пребывание детей на групповом участке  или спортивной площадке позволяет широко использовать всё пространство, поэтому значительное место на прогулке необходимо отводить спортивным упражнениям. Они планируются согласно времени года: зимой катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, весной и летом – езда на велосипеде, катание на самокате. Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель) когда выпадает большое количество осадков и не всегда существует возможность организовать спортивные игры и упражнения, в содержание прогулки необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, со скакалкой, игры с мячом, кольцом и др. Организовать их можно на веранде и т.д.

свернуть

Рекомендации педагогам по взаимодействию с неблагополучной семьёй

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за
         их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть
         разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не
         сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить
         родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку,
         способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от
         подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать
         передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом
         конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у школьника уже появились
         психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует
         проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических
         осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни
материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень
благополучия или неблагополучия семьи- только отношения к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и
         беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная
         деятельность.
  • алкоголизм.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно
выделить три группы семьи:

Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется
аморальным поведением и образом жизни родителей.

Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе
средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить
правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость
родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей
работой или общественной деятельностью.

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о ребёнке? (с целью психологического расположения к
себе родителей, привлечения их в союзники).

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода
к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это
вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы, сада? (выработка общей стратегии и
тактики)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться,
чтобы меры были эффективными?            

Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками. Воспитывающихся в
неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии.
Сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие
отрицательных факторов.

свернуть

А я советую читать сказки так!

Картинки по запросу сказки

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений, психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.

Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно поэтому, готовясь, каждый раз к занятию, следует чувствовать в себе не взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире  так не любят дети, как сказку.

Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые представления о времени и пространстве, природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло ... Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. В детском саду и дома сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, рассказывания, пересказа, драматизации и др. Но в таком виде, по нашему мнению, сказки не полностью используются для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей.

Интересные методы работы над сказкой в свое время предложил Дж. Родари. Предлагаем их толкование:

1. Коллаж из сказок (можно с иллюстрациями, а можно и без) - перепутывание ситуаций, сосуществования героев из разных сказок.

2. Спасательные ситуации в опасных для героев ситуациях - нахождение выхода для любимых героев (например, лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем временем выскочил и покатился дальше)

3. Изменение ситуаций в знакомых сказках - похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев, а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка «Волк и семеро козлят» - волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения; сказка «Гуси-лебеди» - на пути девочки встречается волк; сказка «О рыбаке и рыбке» - рыбка изъявила желание сама встретиться с бабой и т. д.).

4. Сказки по-новому - метод, который поможет взглянуть на знакомые вещи иначе (например: «Золушка» - девочка ленивая и злая, «Красная Шапочка» - хороший волк,)

5. Цветные сказки - «Сказки о волшебных сказках». Особенно целесообразно при изучении цветов (например, каждая краска живет в волшебном дворце, гостят друг у друга, в конце концов образуются новые оттенки, а иногда - совсем неожиданные цвета. Фантазируя, следует соблюдать правила: во дворце каждой краски все должно быть окрашено только в ее цвет)

6. Сериал в сказке - создание новых сюжетов любимых сказок, с любимыми героями (например, сказка «Колобок»: 1-я серия - традиционная сказка, 2-я - как спасти Колобка, 3-я - Колобок попадает в цветную страну и меняется, 4-я - у Колобка появляется нос Буратино, 5-я - у Колобка есть подружка б-я - моя сказка про Колобка)

7. Из сказки - в задачу! - на основе знакомых сказок создаются интересные задачи с математическим, логическим содержанием (например, по мотивам сказок «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок» и др.)

8. Сказка - из задачи - модель начала сказки - содержание веселой, интересной для детей задачи (например, задача:

Барсучиха-бабушка напекла «оладушки»,

Угостила пять внучат, очень славных барсучат.

Два внучка не наелись, с ревом блюдцами гремят.

Посчитайте очень быстро.

Сколько барсучат ждут добавки и молчат?

 

Начало сказки: решили барсучата уйти от бабушки и искать счастья в мире ...)

9. Сказка - из считалочки - после разучивания, неоднократного использования во время подвижных игр. Предлагаем детям загадку, как начало новой сказки, которая идет от содержания считалки. (Например:

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо сада, мимо пруда,

Кто поднимет, тот и выйдет ..

Но яблочко было не простым, а волшебным: оно меняло характеры героев сказок. Первым ему попался навстречу ...)

10. Гороскоп и сказка - используют во время ознакомления детей со знаками Зодиака, определение зависимости особенностей характера человека от знака, под которым он появился на свет. Чтобы детям было доступнее, переносим данные на персонажей сказок (например: Колобок из одноименной сказки. Представим, что Колобок по знаку Зодиака - Лев и решил вести себя в соответствии с этим знаком.

Характерные особенности Льва (Возможны изменения в поведении Колобка)

Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустом и заснул, проснулся и решил жить на этой полянке.

Он умный, любит властвовать.

На этой полянке Колобок стал царем всех маленьких животных и насекомых.

Сообщить детям, что герои сказки по каким-то причинам спрятались (просто играют, или их заколдовали).

В случае изменения местами героев или других знаков - меняется сюжет сказки.

11. Моделирование сказок (по схемам-моделями, по знакам, по геометрическим фигурами).

Конечно, не каждую сказку следует «дорабатывать», искажать и дополнять, но эти методы можно и нужно использовать, когда возникает потребность решения определенной проблемы или ситуации. С помощью сказки можно провести занятие морально-этического характера, развить мышление или воображение дошкольников, знакомить с вопросами экологии, экономики, народоведения, безопасности жизнедеятельности, решать математические задачи, изучать цвета ...

Направлений может быть множество и все они будут направлены на развитие интереса, познавательной активности у детей при различных видах занятости.

свернуть

Семейное неблагополучие и его причины

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – главная задача в работе всех заинтересованных лиц. Пьянство, семейные скандалы, уклонение от воспитания своих детей, аморальное поведение, агрессия становятся образом жизни неблагополучных родителей.

Основные понятия семейного неблагополучия

Основными понятиями семейного неблагополучия являются:
- выявление и учет семейного неблагополучия – комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо 
в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, находящаяся 
в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка). 
- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, -несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- безнадзорные - несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.

Основные причины семейного неблагополучия

Для современного общества наиважнейшим базисным социальным институтом является семья. Не вызывает сомнения, что духовное богатство и благополучие общества во многом обусловлены уровнем культуры и благополучие семьи, и наоборот, материальное состояние семьи зависит от экономического благополучия общества. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и потребностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному досугу. Влияние и пример родителей и других родственников предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Духовная связь и преемственность поколений в семье с первых дней жизни способствуют усвоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.
В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей. Нет точных статистических данных о том, сколько людей страдают от алкогольной зависимости и сколько детей воспитывается в таких семьях, хотя совершенно очевидно, что число этих детей увеличивается с каждым годом.
Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям, родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают. Вся жизнь такой семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью, им приходиться тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих. В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе.
В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:
- недостаточная забота;
- неправильный уход и питание;
- физическое и сексуальное насилие;
- игнорирование душевного мира и переживаний.
Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, у которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего, алкоголя. Человек, страдающий от алкоголизма, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.
Чаще всего родители из неблагополучных семей провели свое детство в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Жизнь в таких семьях связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания:
- «не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя»;
- «не верь никому, даже родным»;
- «не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…».
С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с «хроническим неблагополучием». Только работа с несколькими поколениями таких семей позволит сказать, что семья «выздоровела» и может стать условно-адаптированной.
Для неблагополучной семьи характерна амбивалентность всех сторон ее жизни. Такая семья неупорядочена, непредсказуема, поэтому дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие - ненормальны. Это приводит к нечеткости границ личности ребенка, теряются твердость психологической почвы («Я - размытость»), появляется нечеткость границ своего «Я», «Я- Отрицание».
Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.
Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.
Низкая самооценка. Система воспитания в неблагополучной семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем: был недостаточно хорошим, совершил много ошибок, следовательно, «заслуживает» все то плохое, что с ним происходит. Все это приводит к постепенной утрате самоуважения и переносе вины взрослых на себя.
Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов - всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.

свернуть

Профилактика стресса

Способы профилактики стресса Памятка на каждый день

Займитесь зарядкой.

Ежедневная утренняя зарядка не только помогает скорее проснуться и активизировать работу организма, а также дает понять мозгу, что вы любите себя и занимаетесь своим телом.

Уделяйте время дыхательной гимнастике.

Выполняйте специальные упражнения концентрируйтесь на своем дыхании. Привычка правильно дышать поможет противостоять стрессу.

 

Способы профилактики стресса
Способы профилактики стресса

Делайте гимнастику для лица.

Чаще гримасничайте перед зеркалом. Стройте рожицы своему отражению, особенно в минуты злости и недовольства.

Держите осанку.

Надежная профилактика стресса – красивая осанка. Сутулятся люди напряженные, неуверенные в себе. Чтобы чувствовать себя увереннее держите спину ровно, и окружающие будут подсознательно считывать вашу силу и непоколебимость в сложных ситуациях.

Научитесь управлять своим голосом.

Голос – индикатор вашего настроения. Ровным, спокойным голосом можно защитить себя от негатива и настроить себя и окружающих на позитивное восприятие действительности.

 

Способы профилактики стресса
Способы профилактики стресса

Уделяйте время отдыху.

Короткая передышка в разгар рабочего дня пойдет на пользу.

Сходите с подружкой в кафе, скушайте яблоко или банан, загляните в модный бутик или автосалон, просто прогуляйтесь по парку.

Фиксируйте свое внимание на положительных событиях.

В жизни всегда есть повод для грусти и для радости, мы сами делаем выбор, на чем заострять свое внимание. Гормон радости – это мощное оружие против стрессовой ситуации.

Не вините себя в неприятностях.

Помните, что все имеют право на ошибку, а обидчика воспринимайте как учителя, благодаря преподнесенному уроку, вы станете мудрее и сильнее. Извлекайте положительные уроки из всего, что с вами происходит.

Забывайте плохое.

Сделайте выводы и забудьте неприятное происшествие. Копание в собственных неудачах или воспоминания о досадных инцидентах вас мысленно возвращает в то время и заставляет переживать неприятные эмоции с новой силой. Перешагните через прошлые неудачи и направляйтесь навстречу новым победам и достижениям.

Работайте над собой, научитесь слышать потребности своего организма, смотрите на мир спокойно и будьте готовы к приятным неожиданностям, которые не заставят себя долго ждать.

свернуть

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи младшего дошкольного возраста

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими . Педагог должен быть готовым к импровизации , к встречной активности ребёнка . В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

· им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

· внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

· поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

· детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

· преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

 

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

· наблюдение и элементарный труд в природе;

· сценарии активизирующего общения;

· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

· слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

· инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

· игры на развитие мелкой моторики рук;

· дидактические игры и упражнения;

· бытовые и игровые ситуации;

· элементарное экспериментирование.

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности. Поэтому, мы предлагаем Вам посмотреть те из них, которые, на наш взгляд, наиболее интересны и которые редко показываются на открытых просмотрах. Это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения. А теперь я коротко раскрою сущность каждой из этих форм.

Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае - с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Сценарий активизирующего общения.

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Перед нами поставили задачу - показать несколько форм совместной деятельности, но поскольку в другой группе раннего возраста работает всего один воспитатель, то мы ограничились рамками одной группы раннего возраста (с 2 до 3 лет).

Разумеется, что в обычные дни организация совместной деятельности происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Арушанова А. Г., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра дошкольного детства им. А. В. Запорожца.

свернуть

Виды неблагополучных семей

Картинки по запросу неблагополучная семья

Типы неблагополучных семей

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:
- с явной (открытой) формой неблагополучия;
- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
Работа специалистов с такими семьями должна осуществляться в тесном контакте с правоохранительными органами, органами здравоохранения, образования, опеки и попечительства, а также социальными службами. Для данного типа семей необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов.
К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения.
Семейные конфликты провоцируют у ребенка внутриличностные проблемы: эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность. Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).
Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами хорошо видны окружающим, то в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.
Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками.
Следовательно, неблагополучная семья оказывает отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения. 
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.
Многие поступки созависимых жен мотивированы страхом: они полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, потому что действия мужа, больного алкоголизмом, непредсказуемы. Из-за опасений, что с ее близкими может что-то случится, мать усиливает свой контроль за ребенком. Неспособность корректировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации вызывает у созависимой женщины развитие ригидности, что не улучшает ее отношения с ребенком, а только ухудшает, усиливая его (ребенка) эмоциональную материнскую депривацию.
Ригидность созависимых женщин может иметь различные формы:
- поведенческая ригидность выступает как негибкость (стереотипность) ежедневных, рутинных действий;
- духовная (моральная) ригидность предполагает, что все оценки лежат в плоскости «хорошо – плохо», а стандарты ожидаемого поведения абсолютны;
- эмоциональная ригидность сказывается в том, что созависимые имеют тенденцию попадать в ловушку одного-единственного чувства (например, вины, гнева, жалости);
- ригидность ролевых функций появляется склонностью судить и осуждать других.
Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и указанными выше психологическими характеристиками созависимых членов, в первую очередь, жены. Ригидность мыслей, чувств, форм поведения исключает разнообразие оттенков, плавных переходов, существующих между крайностями. В силу этого супружеские отношения также тяготеют к крайностям, во многом зависят от ситуации: супруги легко переходят от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от эмоционального отчуждения к интимности.
Подобные взаимоотношения между супругами не могут не сказаться на личности детей, которым трудно уловить и понять смысл резко меняющихся отношений родителей друг к другу и к ним. Все это еще больше усугубляет проблему дисфункции семьи, для решения которой ни один из супругов не предпринимает действенных мер. Кроме того, созависимый супруг со временем по своим психологическим характеристикам становится все больше похожим на больного алкоголизмом (созависимых жен часто называют сухими алкоголиками), является почти его зеркальным отражением.
Известно, что больные алкоголизмом часто используют отрицание как примитивный механизм защиты. В частности, пьющий муж отрицает причинную связь между своим пьянством и теми проблемами, которые возникают в результате этого. Созависимая жена также не видит связи между алкоголем и семейными проблемами. Как пьющий не хочет, чтобы его расценивали как алкоголика, так и жена не желает быть признанной жертвой. Поэтому ни тот, ни другой не хотят признать своих проблем.
Сходство созависимоси и алкоголизма ученые видят также в том, что:
а) каждое из этих состояний представляет собой первичное заболевание;
б) и то, и другое состояние приводит к ухудшению и деградации в соматической, психической, эмоциональной и духовной сферах;
в) без вмешательства в течение каждого из состояний оно может привести к преждевременной смерти;
г) выздоровление от созависимости требует системного сдвига на характерологическом уровне.

Основные проблемы неблагополучных семей

Основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
• низкая материальная обеспеченность;
• отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
• алкоголизм одного или обоих родителей;
• эмоционально напряженная атмосфера в семье;
• неуспеваемость школьников в учебе;
• плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
• неорганизованный отдых и досуг детей;
• неумение найти дополнительный заработок;
• незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
• низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Приемы коррекционной работы с неблагополучными семьям

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ по формированию нравственных качеств.

свернуть