Методическая копилка

Рисование на листьях
Рыбки из листьев
Шапочка-цветок из бумаги
 

Профилактика стресса

03.10.2018

Способы профилактики стресса Памятка на каждый день

Займитесь зарядкой.

Ежедневная утренняя зарядка не только помогает скорее проснуться и активизировать работу организма, а также дает понять мозгу, что вы любите себя и занимаетесь своим телом.

Уделяйте время дыхательной гимнастике.

Выполняйте специальные упражнения концентрируйтесь на своем дыхании. Привычка правильно дышать поможет противостоять стрессу.

 

Способы профилактики стресса
Способы профилактики стресса

Делайте гимнастику для лица.

Чаще гримасничайте перед зеркалом. Стройте рожицы своему отражению, особенно в минуты злости и недовольства.

Держите осанку.

Надежная профилактика стресса – красивая осанка. Сутулятся люди напряженные, неуверенные в себе. Чтобы чувствовать себя увереннее держите спину ровно, и окружающие будут подсознательно считывать вашу силу и непоколебимость в сложных ситуациях.

Научитесь управлять своим голосом.

Голос – индикатор вашего настроения. Ровным, спокойным голосом можно защитить себя от негатива и настроить себя и окружающих на позитивное восприятие действительности.

 

Способы профилактики стресса
Способы профилактики стресса

Уделяйте время отдыху.

Короткая передышка в разгар рабочего дня пойдет на пользу.

Сходите с подружкой в кафе, скушайте яблоко или банан, загляните в модный бутик или автосалон, просто прогуляйтесь по парку.

Фиксируйте свое внимание на положительных событиях.

В жизни всегда есть повод для грусти и для радости, мы сами делаем выбор, на чем заострять свое внимание. Гормон радости – это мощное оружие против стрессовой ситуации.

Не вините себя в неприятностях.

Помните, что все имеют право на ошибку, а обидчика воспринимайте как учителя, благодаря преподнесенному уроку, вы станете мудрее и сильнее. Извлекайте положительные уроки из всего, что с вами происходит.

Забывайте плохое.

Сделайте выводы и забудьте неприятное происшествие. Копание в собственных неудачах или воспоминания о досадных инцидентах вас мысленно возвращает в то время и заставляет переживать неприятные эмоции с новой силой. Перешагните через прошлые неудачи и направляйтесь навстречу новым победам и достижениям.

Работайте над собой, научитесь слышать потребности своего организма, смотрите на мир спокойно и будьте готовы к приятным неожиданностям, которые не заставят себя долго ждать.

свернуть

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

02.10.2018

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими . Педагог должен быть готовым к импровизации , к встречной активности ребёнка . В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

· им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

· внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

· поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

· детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

· преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

 

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

· наблюдение и элементарный труд в природе;

· сценарии активизирующего общения;

· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

· слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

· инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

· игры на развитие мелкой моторики рук;

· дидактические игры и упражнения;

· бытовые и игровые ситуации;

· элементарное экспериментирование.

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности. Поэтому, мы предлагаем Вам посмотреть те из них, которые, на наш взгляд, наиболее интересны и которые редко показываются на открытых просмотрах. Это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения. А теперь я коротко раскрою сущность каждой из этих форм.

Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае - с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Сценарий активизирующего общения.

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Перед нами поставили задачу - показать несколько форм совместной деятельности, но поскольку в другой группе раннего возраста работает всего один воспитатель, то мы ограничились рамками одной группы раннего возраста (с 2 до 3 лет).

Разумеется, что в обычные дни организация совместной деятельности происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Арушанова А. Г., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра дошкольного детства им. А. В. Запорожца.

свернуть

Организация познавательно-практической деятельности в летний оздоровительный период

Консультация для воспитателей дошкольного образования

"Экспериментальная деятельность детей в летний период"

Стремление к постижению мира заложено в ребенке в биологическом уровне, но его нужно развивать, надо пробудить познавательный интерес к окружающему миру. И нам педагогам, совместно с родителями необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.

Одним из перспективных методов в развитии познавательных способностей детей является метод экспериментирования.

Смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает обучению жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

 В процессе экспериментирования дети преобразуют объекты с целью выявления скрытых существенных связей с явлениями природы, у детей формируется способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Экспериментальная деятельность способствует поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.

При проведении экспериментов педагог должен лишь организовывать экспериментальную деятельность, заинтересовать, предложить, предоставить нужные материалы, а также объяснить опыт, если ребенок затрудняется сделать это сам. Но гораздо полезнее, чтобы объяснение опытов и выводы ребенок сделал самостоятельно с помощью наводящих вопросов педагога.

Поскольку в качестве объектов в летнее время выступают в основном живые организмы (растения, насекомые) ведущим принципом работы является принцип «не навреди». Недопустимо, например, собирать коллекцию насекомых в д/ саду, собирать гербарий, наблюдать за тем, как одни насекомые или животные поедают других. В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред. Например: не поливать растения длительное время, вызывать солнечные ожоги или какими - то иными способами доводить растение до гибели. Воздействие данных экспериментальных факторов лучше рассмотреть в порядке наблюдений, а не специально организованном эксперименте. При проведении экспериментов с объектами живой природы есть вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Это обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта. Например: взойдут ли посеянные семена в огороде, приживутся ли пересаженные растения. Если результат эксперимента не соответствует ожидаемому, значит не соблюдены какие – то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние. В этом случае нужно обсуждать тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Дети должны видеть природу такой, каковы она есть. Иногда увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Нужно помнить, что природа не обманывает и не ошибается. Случается, только то что случится.

Ребенок может ошибиться, и это будет его опыт. Ведь человек познает мир методом проб и ошибок и приходит к правильным выводам.

С детьми в летний период можно проводить такие опыты «Проросшие семена», «Мутная вода», «Когда нет дождя», «Пересаживаем цветы» и другие.

Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке:

Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду? "

- " Какой формы вода? "

Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.

Опыты с Солнцем:

«Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? ( солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно

долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

" Как появляются солнечные зайчики? "

" Как появляется тень? "

«Солнце высушивает предметы и песок»

Опыты с песком:

Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты

Эксперименты и наблюдения во время дождя:

дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

«Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Камни:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узо­ры, кристаллики.)

Вес

«Легкий - тяжелый»

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов

Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

Опыты с магнитами:

К чему прицепится магнит?

Опыты с растениями:

Рассматривание почек, распускание листьев у деревьев

Рассмотреть через лупу ветку, Что мы увидели? (Еле заметные почки, большие почки, маленькие листочки. листочки)

Что это значит? (Деревья не погибли, они оживают после зимы…_)

Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

Посадка цветов на клумбы для выращивания из группы. Учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений.

«Почему повял цветочек?»

Сравнить сухие и влажные комочки земли.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит землястебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

При наблюдении за насекомыми:

Обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке. У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку ( а давай попробуем, посмотрим….), Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Ответить, кто же самый сильный на земле?

Найти божью коровку и определить ее название.

Червяк выполз на асфальтированную дорожку, ему здесь хорошо, а где будет лучше (а давай попробуем положить на вскопанную землю, что будет…)

Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на дан­ном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто при естественной лупе – для этого нужно взять на прогулку банку с водой

    Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

   Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

При наблюдении за птицами:

«Почему птицы летают?»

Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)

Наблюдения за облаками:

Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Облака двигаются, почему?

Свойства воздуха

Веер – познакомить с ветром.

При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

«Игры с воздушными шариками»

- познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика (надутый и спущенный)

Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (С тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (Больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (Его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.

«Реактивный шарик»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал: воздушные шары. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

С мячиками (хорошо надутым и спущенным) «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»

Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Веер (для детей 4-5 лет).Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится — «Дует ветер — я не дую»  (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).

Морской бой (для детей 5- 6 лет) Игра-опыт предложена О.В. Дыбиной. Можно поиграть летом в тазу с водой.

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

 

Опыты с вертушкой. Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит? Опыт «Ветер в пустыне».

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На  поверхности  его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть  ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы.  Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Для этого можно изготовить наглядную информацию для родителей. Можно провести такие консультации для родителей: «Высота растений», «Хороший урожай», «Созревание помидор» и другие, где даются советы родителям по экспериментальной деятельности в летний период, развитию познавательной активности при общении с природой.

Подготовил: зам.зав. по о/д Перепёлкина ЕА.

свернуть