Методическая копилка

Организация познавательно-практической деятельности в летний оздоровительный период

Консультация для воспитателей дошкольного образования

"Экспериментальная деятельность детей в летний период"

Стремление к постижению мира заложено в ребенке в биологическом уровне, но его нужно развивать, надо пробудить познавательный интерес к окружающему миру. И нам педагогам, совместно с родителями необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.

Одним из перспективных методов в развитии познавательных способностей детей является метод экспериментирования.

Смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает обучению жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

 В процессе экспериментирования дети преобразуют объекты с целью выявления скрытых существенных связей с явлениями природы, у детей формируется способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Экспериментальная деятельность способствует поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.

При проведении экспериментов педагог должен лишь организовывать экспериментальную деятельность, заинтересовать, предложить, предоставить нужные материалы, а также объяснить опыт, если ребенок затрудняется сделать это сам. Но гораздо полезнее, чтобы объяснение опытов и выводы ребенок сделал самостоятельно с помощью наводящих вопросов педагога.

Поскольку в качестве объектов в летнее время выступают в основном живые организмы (растения, насекомые) ведущим принципом работы является принцип «не навреди». Недопустимо, например, собирать коллекцию насекомых в д/ саду, собирать гербарий, наблюдать за тем, как одни насекомые или животные поедают других. В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред. Например: не поливать растения длительное время, вызывать солнечные ожоги или какими - то иными способами доводить растение до гибели. Воздействие данных экспериментальных факторов лучше рассмотреть в порядке наблюдений, а не специально организованном эксперименте. При проведении экспериментов с объектами живой природы есть вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Это обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта. Например: взойдут ли посеянные семена в огороде, приживутся ли пересаженные растения. Если результат эксперимента не соответствует ожидаемому, значит не соблюдены какие – то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние. В этом случае нужно обсуждать тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Дети должны видеть природу такой, каковы она есть. Иногда увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Нужно помнить, что природа не обманывает и не ошибается. Случается, только то что случится.

Ребенок может ошибиться, и это будет его опыт. Ведь человек познает мир методом проб и ошибок и приходит к правильным выводам.

С детьми в летний период можно проводить такие опыты «Проросшие семена», «Мутная вода», «Когда нет дождя», «Пересаживаем цветы» и другие.

Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке:

Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду? "

- " Какой формы вода? "

Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.

Опыты с Солнцем:

«Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? ( солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно

долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

" Как появляются солнечные зайчики? "

" Как появляется тень? "

«Солнце высушивает предметы и песок»

Опыты с песком:

Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты

Эксперименты и наблюдения во время дождя:

дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

«Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Камни:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узо­ры, кристаллики.)

Вес

«Легкий - тяжелый»

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов

Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

Опыты с магнитами:

К чему прицепится магнит?

Опыты с растениями:

Рассматривание почек, распускание листьев у деревьев

Рассмотреть через лупу ветку, Что мы увидели? (Еле заметные почки, большие почки, маленькие листочки. листочки)

Что это значит? (Деревья не погибли, они оживают после зимы…_)

Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

Посадка цветов на клумбы для выращивания из группы. Учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений.

«Почему повял цветочек?»

Сравнить сухие и влажные комочки земли.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит землястебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

При наблюдении за насекомыми:

Обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке. У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку ( а давай попробуем, посмотрим….), Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Ответить, кто же самый сильный на земле?

Найти божью коровку и определить ее название.

Червяк выполз на асфальтированную дорожку, ему здесь хорошо, а где будет лучше (а давай попробуем положить на вскопанную землю, что будет…)

Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на дан­ном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто при естественной лупе – для этого нужно взять на прогулку банку с водой

    Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

   Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

При наблюдении за птицами:

«Почему птицы летают?»

Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)

Наблюдения за облаками:

Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Облака двигаются, почему?

Свойства воздуха

Веер – познакомить с ветром.

При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

«Игры с воздушными шариками»

- познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика (надутый и спущенный)

Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (С тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (Больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (Его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.

«Реактивный шарик»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал: воздушные шары. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

С мячиками (хорошо надутым и спущенным) «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»

Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Веер (для детей 4-5 лет).Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится — «Дует ветер — я не дую»  (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).

Морской бой (для детей 5- 6 лет) Игра-опыт предложена О.В. Дыбиной. Можно поиграть летом в тазу с водой.

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

 

Опыты с вертушкой. Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит? Опыт «Ветер в пустыне».

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На  поверхности  его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть  ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы.  Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Для этого можно изготовить наглядную информацию для родителей. Можно провести такие консультации для родителей: «Высота растений», «Хороший урожай», «Созревание помидор» и другие, где даются советы родителям по экспериментальной деятельности в летний период, развитию познавательной активности при общении с природой.

Подготовил: зам.зав. по о/д Перепёлкина ЕА.

свернуть